logo
Педагогика Черкасова

II семестр: Дидактика

  1. История развития дидактики

  2. Структура дидактики как науки, основные понятия (категории) дидактики

  3. Связь дидактики с другими науками

  4. Обучение как дидактический процесс

  5. Методология дидактики

  6. Функции процесса обучения

  7. Принципы и правила обучения

Дидактика (от греч. «обучающий, поучающий»)

Ратке первый использовал это слово, Каменский ввел его в широкое использование

История развития дидактики во многом совпадает с историей развития воспитания.

- Колыбель дидактики, как и воспитания и обучения – в античности. Гармоничное развитие. Школы давали разностороннее образование, дети были разносторонне развиты, в том числе в творческом отношении. В Афинах – 2 типа школ: мусические и гимнастические, обучение с 7 лет. Мусические школы делились на 2 части: грамматиста (письмо, счет и чтение) и кифариста (пение, игра на инструментах) – до 12 лет. С 12 до 16 – гимнастическая школа – палестра (обучение военному делу и физическому воспитанию). Обучение всегда соблюдало государственные интересы. По желанию с 16 лет дети могли обучаться в университетах. Преподаватель университета – философ или оратор, обучение – беседы. Помимо университетов существовали гимнасии – философское направление, формировались умения мыслить и говорить. Аристотель, Платон, Сократ.

- Образование в Риме отличалось от греческого. Основное внимание уделялось физическому воспитанию, образование – только на уровне «прочитать и подписать приказ». В Спарте образование получали мальчики и девочки (тоже физическое). В Риме 3 вида школ: элементарная (с 7 лет, обучались мальчики и девочки, обучение с каждым индивидуальное), грамматическая, ораторская. Квинтеллиан – один из известнейших педагогов Римской империи. По его мнению, ребенок к 7 годам должен знать греческий и латынь. Его книга «О воспитании оратора».

- Средние века в Европе. Считается, что в эти 10 веков образование было прерогативой только богатых людей. Забвение достижений и наследия античной эпохи (сохраняла их только церковь, но лишь то, что хотела и считала возможным сохранить). Позиция церкви – женоненавистничество. Жестокость во взаимоотношениях людей и государств.

- С 11-12 веков при церквях стали создаваться школы. Туда приглашались люди всех сословий. Цель обучения там та же, что и цель воспитания – формирование христианина, понимающего азы веры. Эти школы – прообразы современных. В этих школах работали только люди духовенства. Изначальный посыл – «мир непознаваем, человек в нём ничтожен». Девочки не должны были учиться. Телесные наказания широко приветствовались. Идеи битья человека в школе – до 19 века, упраздняется только в 20. Каждый ребенок получал образование в зависимости от сословия. Девочек обучали только на дому, по желанию родителей. Образование рыцаря: физическое, музыка, шахматы. В эпоху средневековья появляются школы: рыцарские (заканчивались в 21 год, с 7 до 14 мальчик паж, с 14 до 21 оруженосец, лишь потом - рыцарь), ремесленные, придворные. Эразм Роттердамский – был женоненавистником, но хотел расширить границы образования. Схоластика. Фома Аквинский. Схоласты открывают 2 типа школ: латинские и школы счёта.

- Эпоха Возрождения. 3 ступени образования: начальное (элементарные школы), общее (городские школы, гимназии, колледжи – появляются география, литература, механика, история), высокое (университеты и академии). Иезуитство – одно из течений. Добавляли новые предметы, улучшали и расширяли образование. С конца 14 века появляется классно-урочная система обучения, позже она (благодаря Каменскому) становится общепринятой и передовой. Каменский (17 век, чех) пишет книгу «Великая дидактика» (17 век), вводит понятие дидактики, но в его представлении это не только наука об обучении, но и о воспитании. Появляется новое смелое утверждение, что человек развивается по законам природы. Ребенка нужно учить всему, что знаем сами. Ребенок должен обучаться на родном языке и учить иностранные. Всё это Каменский. К 17 веку возвращаются частично идеи античности (о гармоничном развитии личности заговори позже). Каменский заложил основы обучения, создал первые учебные пособия, учебники («Мир чувственных вещей в картинках»), разработал методы обучения наукам и языкам. Каменский был прогрессивен, но осторожен (не хотел ссориться с церковью). Жан Жак Руссо (18 век, француз) выступает с по настоящему новыми взглядами, очень свободен в своих рассуждениях. «Эмиль, или о воспитании» - свободомыслящая книга, постулирует, что ребёнок независим от взрослого. Гербарт и Дьюи – почти последние теоретики дидактики.

В России:

О домонгольском периоде достоверных данных почти что нет. Доподлинно известно только то, что по настоящему развиваться образование в России начинает со времен Владимира Мономаха («Поучение…» - один из первых отечественных педагогических трудов). Учились, как и в Европе, в церковных школах. Книги присылались из Византии. Учебных книг было 3: Псалтирь, Часослов и Азбука. Грамота изучалась на церковнославянском. В отличие от Европы не только церковнослужители, но и миряне становились учителями в школах. Книгопечатание появилось в 16 веке. В 17 веке в Киеве появляется Киевомогилянская академия (учились в ней 8 лет). Затем в 17 веке в России более интенсивно начинает развиваться образование: открываются славяно-латинские школы, открывается Славяно-греко-латинская академия (там учился Ломоносов, преподавались 7 свободных искусств, как в античной Греции, языки). В 1725 году в Санкт-Петербурге открывается Университет. Отправлялись на обучение заграницу. Хорошего уровня образования мы достигли к 1913 году. Но в связи с войной все достижения были потеряны и потом все началось с нуля. Влияние на педагогику оказали Каптерев, Пирогов, Луначарский, Бубнов, Ушинский. Классики дидактики: Данилов, Есипов, Скаткин. Обучение крестьянства началось только после революции.