logo
ИЗО и художественный труд

Вопрос 21. Организация занятий с шестилетками по изобразительному искусству и художественному труду в 1-ом классе

Изобразительное искусство — тот вид творческой деятельности, который особо привлекает детей разных возрастов. Желание творить, создавать прекрасное, заложено в каждом ребенке с рождения. Творческим потенциалом детей необходимо руководить, направлять его.

Наиболее характерной чертой шестилеток является активность и преобладание интереса к процессу создания, к конструкции и элементам художественной формы, к краске, линии, объему. Объясняется это тем, что первоначально интерес к внешнему миру у ребенка проявляется, главным образом, в исследовании особенностей предметов, знакомясь с которыми, ребенок приобретает опыт наблюдения за явлениями окружающей действительности, произведениями искусства. Этот опыт и является основой для развития воображения, фантазии, играет главную роль в изобразительной деятельности школьника.

Формы занятий с учащимися по искусству на уроке следует разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр диапозитивов, их сравнение на полиэкране. Очень эффективны экскурсии в музей и на выставки, по городу, встречи и беседы с художниками, игровые формы.

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас проводятся на основе показа произведений искусства и рассказа о них. Во время анализа произведений следует учить детей пониманию главной мысли картины и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция). Следует напомнить здесь об огромном влиянии на активизацию изобразительной деятельности прослушивания музыкальных и стихотворных произведений.

Экскурсии в парк, лес, прогулки по праздничному городу, наблюдения за работой людей разных профессий, должны заканчиваться практической деятельностью. С этой целью первоклассники выполняют быстрые зарисовки листьев, цветов, веток, отдельных деревьев и т.д,

На уроках ИЗО и худ. труда начинается овладение ребенком приемами реалистического изображения. Здесь самостоятельный поиск ребенка малоэффективен. В школе ребенок учится рисовать, прежде всего, по восприятию - с натуры, по памяти.

Рисование с натуры - процесс сложный для шестилеток. При проведении урока рисования с натуры педагогу нужно ориентировать детей на выделение наиболее ярких и характерных особенностей предмета. Например, при рисовании осенних цветов необходимо обратить внимание детей на красоту формы (пропорции лепестков, их размещение), разнообразие и богатство цвета, вспомнить литературные произведения об осени (З.Александрова «Букет», М.Тан В первом классе рекомендуется рисование простых по форме, очертанию и строению предметов. Немаловажную роль играет правильный выбор учителем объектов отображения, которые должны иметь выразительное отличие.

Рисование по памяти выполняется после неодноразового наблюдения явления действительности, причем между выполнением рисунка и наблюдением существует промежуток во времени. Например, дети были на экскурсии, наблюдали, как строят дома. Через неделю они выполняют композицию на тему «Строим дом». Этот вид работы является необходимым условием развития зрительной памяти.

Особое место на уроке надо отвести обсуждению содержания рисунков на свободную тему и обсуждению содержания детских работ в конце урока. Здесь, возможно, откроется самооценка ребенка.

Очень важно для детей, чтобы их изобразительные работы были предоставлены на специальном выставочном стенде. Экспозиция при этом должна быть хорошо оформлена, рисунок должен быть сопровожден аккуратной подписью с указанием имении фамилии.

Не следует забывать при организации работы с шестилетками об использовании игр и игровых ситуаций. Например, интересным будет для малышей появление на уроке <говорящей Кисточки», которая познакомит детей с правилами пользования кистью.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

• отличительные особенности основных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство);

• название основных и составных цветов;

• эмоционально-образные возможности цвета;

• последовательность работы в рисунке, лепке, аппликации;

• названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей и основные правила работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

• откликаться на прекрасное в окружающей действительности, предметном мире, произведениях искусства;

• чувствовать красоту родной природы, различать особенности состояния природы в разные времена года;

• воспринимать многообразие цвета в природе в разные времена года;

• выбирать формат листа (удлиненный, квадратный) и его положение (вертикальное, горизонтальное) в зависимости от содержания изображения;

• полностью использовать плоскость листа бумаги, изображать предметы крупно;

• заполнять рисунок цветом, не оставляя пробелов между фигурами и фоном;

• работать с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, пластилин, восковые мелки, тушь, цветная бумага, клей, кисти, палочки);к «Осень»)

• соблюдать элементарные правила художественной культуры в работе (организация и уборка рабочего места, аккуратное и бережное отношение к художественным материалам, принадлежностям к своей работе);

• активно участвовать в обсуждении и оценке работ товарищей по классу.

Опыт убеждает, что активность учащихся в изобразительной деятельности во многом зависит от подготовки учителя к уроку. Поэтому в поурочном планировании важно не упускать ни одного из таких компонентов урока, как вид художественной деятельности; тема; учебные и воспитательные задачи; что рисуем; знания, умения, навыки; термины и понятия; зрительный ряд; музыкальный ряд; литературный ряд; игры и игровые ситуации.

Только правильная постановка работы на уроке создает творческую атмосферу и способствует формированию интереса у детей к художественной деятельности.