Ход урока
1. Орг.момент.
Звучит грамзапись весенней музыки - “Песня жаворонка
2. Сценка “Птицы прилетели”.
(Выходит мальчик, одет в пальто, Галошах, шапке.)
Мальчик
Идут куда-то облака...
И ручейки бегут!
И, распустив волосики,
Стоят девчонки-сосенки,
И, растопырив пальчики,
Глядят кусты, как мальчики!
Они бы тут не ждали, если бы могли,
Как бы побежали,
да ноги приросли...
Выбегают две девочки: Девочка и Солнышко, читают стихи. девочка - Знаете что, снимите пальто! Солнышко - Ваши галоши снимите тоже! девочка - А то, знаете что? Они надоели. Солнышко - Знаете что? дни потеплели! девочка - Знаете что? Они прилетели. Солнышко - Знаете что? Они просвистели! девочка - Знаете что? Снимите пальто! Девочка и Солнышко помогают мальчику снять пальто. Мальчик
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
3. Вводная беседа:
(Читаю стихотворение о весне.)
Кто прошёл так тихо — тихо?
Ну, конечно, не слониха.
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
дождь идёт — стучит по крыше.
Ход часов мы тоже слышим.
У часов обычный шаг:
Тик-так, тик-так.
Но никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И конечно, и конечно, поутру
Порою вешней
Вы услышать не могли,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
Кто там выглянул молчком
Кверху белым колпачком?
Смотрят заяц и зайчиха,
Как подснежник вышел тихо.
И повсюду — тишина.
Это так, а не иначе.
Это значит, это значит — Тише всех пришла Весна.
- Ребята, кто из вас может прочитать стихи о весне?
(Дети читают стихи о весне по выбору.)
- Слушание грамзаписи стихотворения “Жаворонок”
- К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться.
-День прилёта птиц - весенний праздник школьников Его называют День птиц.
- К этому дню ребята вместе с взрослыми делают скворечники и развешивают их на деревьях. (Показываю скворечник.)
- Кто из вас готов встречать птиц? И делает дома скворечник? (Ответы детей.)
- Молодцы
Только не забудьте их развесить на деревьях на высоте 3-5 метров от земли,
- Долгожданная весна!
После суровых и хмурых зимних дней тёплое солнце разбудило заспавшуюся природу.
- Много зависит от хода весны.
Про весну говорили:
Коли грачи прямо на гнёзда летят дружная весна.
По весне делались и долгосрочные прогнозы:
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне к холодному .лету.
Грачу посвящено множество пословиц и поговорок, примет и поверий.
После прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу. Уни дал грача весну встречай.
И советовали:
Если грани сели на гнёзда через три недели можно сеять хлеб.
- В городской газете “Бийский рабочий” регулярно выходит рубрика “Окно в природу”, где печатаются статьи о природе и природных явлениях.
Сегодняшняя рубрика посвящена прилёту птиц.
(Зачитываю небольшой отрывок.)
4. Знакомство с картиной А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
• Что показано на картине?
• По каким признакам можно видеть, что изображено начало весны?
• Нравится ли вам картина?
• Что можно услышать, глядя на картину?
(Шум, крик, гвалт птиц.)
- Послушайте, как описали картину “Грачи прилетели” писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина.
(Читаю рассказ.)
Учитель
- С приходом весны возвращаются к нам наши друзья — перелётные птицы. (Читаю записанное на доске стихотворение.)
И кажется, весна сама в разведку. Послала птицу, и, пригнувши ветку, Ей грач дорогу верную открыл.
- Вслед за грачами прилетают скворцы. (Похваляется “скворец ‘.)
Скворец
Здравствуйте, ребята!
Вы меня узнаёте?
А тем, кто меня не узнал,
Разрешите представиться:
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня ... (Дети угадывают.)
(скворец)
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.
Из года в год, из века в век живу я там,
Где живёт человек.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом — Очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек и жучков.
И поэтому,
Я не просто скворец, а скворец-молодец!
Учитель
- Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, - вот и его гнездо.
Вслед за ними — ласточки.
- Гнёзда у птиц очень разнообразны.
У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой выкармливаются беспомощные птенцы.
- Например, птица иволга строит вот такой гамачок для детишек. (показ карточек)
- Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Также просто устраивают свои гнёзда ближайшие
родственники грача — вороны и галки.
- Есть птицы, которые не гнёзда вьют, а норки роют.
Как, например, ласточки-береговушки.
- Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам — чёрные, белоносые.
Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые гнёзда чинят, новые вьют.
А вечером сядут у своих гнёзд и спят до утра. А утром снова за работу!
Спешат грачи! Пора выводить птенцов.
Грачата — самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть
просят.
(Включаю грамзапись “Голоса птиц” - крик, голоса птенцов.)
5. Беседа
• Каких птиц вы видели?
• Какова окраска оперенья этих птиц?
• Какого они размера?
• Какую пользу приносят птицы?
• Зачем надо бережно относиться к ним, заботиться о них?
• Обратите внимание на то, как художники-анималисты рисуют животных и выразительно передают разнообразие форм, гармоничность линий представителей мира пернатых.
(Образное рассматривание разных видов птиц.)
ВЫВОД
- дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
Синица съедает за сутки столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, улиток и жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день до 400 червей, вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Кроме того, многие птицы — щеглы, овсянки, зеленушки, жаворонки и другие склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
Многие птицы — санитары.
Вороны, галки, сороки, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины.
- Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города.
- Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!
б. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать на уроке? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать птицу грача.
Вам нужно будет выполнить обобщённое изображение птицы.
- Ребята, как мы выберем положение листа: вертикально или горизонтально?
(Высказывания детей.)
Вывод:
Птичка у нас вытянута, поэтому лист лучше взять горизонтально.
А сама птичка должна находиться посередине листа, чтобы было расстояние со всех сторон.
7. Объяснение задач урока.
- Чтобы вы смогли красиво и быстро выполнить рисунок птицы, вспомним последовательность рисования предметов сложной от общего к деталям:
(Показываю на доске набросок рисунка грача.)
Проведение наклонной линии, определяющей общее пространственное положение туловища птицы:
. Определение длины и толщины туловища, размера головы, хвоста, положения лапок:
• Уточнение характера формы птицы:
8. Обзор таблицы “Рисование птицы”.
9. Самостоятельная работа учащихся.
(Под фонограмму весенних мелодий)
10. Выставка работ учащихся.
11. Обзор выставки книг о птицах.
ИТОГ УРОКА
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились?
- Что запомнили?
- Вопрос 1.Виды искусства. Классификация. Взаимосвязь в синтезе искусств. Виды и жанры изобразительного искусства.
- Выразительные средства живописи.
- Основные разновидности графических произведений
- Основные выразительные средства
- Декоративно-прикладное искусство
- Народные художественные промыслы
- Русские народные художественные промыслы
- Архитектура Беларуси
- Вопрос 5. Восприятие произведения искусства. Анализ произведения изобрази тельного искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
- Вопрос 11. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
- Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 14. Анализ программы по изобразительному искусству. Вариант 1 (авторы н.Д.Минц, ф.О.Таланцева). Содержание программы в 1-4 классе. Принципы планирования занятий.
- Вопрос 16. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства
- Вопрос 17. Методы и приёмы преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Авторская педагогика.
- Структура урока изобразительного искусства и художественного труда.
- Урок изобразительного искусства в 1-м классе “Птицы прилетели”
- Ход урока
- Вопрос 19. Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах. Классификация и содержание, методика проведения.
- Вопрос 20. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству и художественному труду. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству. Первый год обучения.
- 1 Четверть
- 2 Четверть
- 3 Четверть
- 4 Четверть
- Вопрос 21. Организация занятий с шестилетками по изобразительному искусству и художественному труду в 1-ом классе
- Вопрос 22. Развитие творческих способностей. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
- Вопрос 23. Диагностика индивидуальных психических особенностей учащихся. Методика проведения изо-тестов.
- Вопрос 25. Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 27. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика изучения
- Вопрос 28. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских работ.
- Вопрос 29. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства и художественного труда в 1-4 классах. “Альбом учителя”. Методика педагогического рисования.