logo
ИЗО и художественный труд

Ход урока

1. Орг.момент.

Звучит грамзапись весенней музыки - “Песня жаворонка

2. Сценка “Птицы прилетели”.

(Выходит мальчик, одет в пальто, Галошах, шапке.)

Мальчик

Идут куда-то облака...

И ручейки бегут!

И, распустив волосики,

Стоят девчонки-сосенки,

И, растопырив пальчики,

Глядят кусты, как мальчики!

Они бы тут не ждали, если бы могли,

Как бы побежали,

да ноги приросли...

Выбегают две девочки: Девочка и Солнышко, читают стихи. девочка - Знаете что, снимите пальто! Солнышко - Ваши галоши снимите тоже! девочка - А то, знаете что? Они надоели. Солнышко - Знаете что? дни потеплели! девочка - Знаете что? Они прилетели. Солнышко - Знаете что? Они просвистели! девочка - Знаете что? Снимите пальто! Девочка и Солнышко помогают мальчику снять пальто. Мальчик

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

3. Вводная беседа:

(Читаю стихотворение о весне.)

Кто прошёл так тихо — тихо?

Ну, конечно, не слониха.

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

дождь идёт — стучит по крыше.

Ход часов мы тоже слышим.

У часов обычный шаг:

Тик-так, тик-так.

Но никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел.

И конечно, и конечно, поутру

Порою вешней

Вы услышать не могли,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

Кто там выглянул молчком

Кверху белым колпачком?

Смотрят заяц и зайчиха,

Как подснежник вышел тихо.

И повсюду — тишина.

Это так, а не иначе.

Это значит, это значит — Тише всех пришла Весна.

- Ребята, кто из вас может прочитать стихи о весне?

(Дети читают стихи о весне по выбору.)

- Слушание грамзаписи стихотворения “Жаворонок”

- К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться.

-День прилёта птиц - весенний праздник школьников Его называют День птиц.

- К этому дню ребята вместе с взрослыми делают скворечники и развешивают их на деревьях. (Показываю скворечник.)

- Кто из вас готов встречать птиц? И делает дома скворечник? (Ответы детей.)

- Молодцы

Только не забудьте их развесить на деревьях на высоте 3-5 метров от земли,

- Долгожданная весна!

После суровых и хмурых зимних дней тёплое солнце разбудило заспавшуюся природу.

- Много зависит от хода весны.

Про весну говорили:

Коли грачи прямо на гнёзда летят дружная весна.

По весне делались и долгосрочные прогнозы:

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне к холодному .лету.

Грачу посвящено множество пословиц и поговорок, примет и поверий.

После прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу. Уни дал грача весну встречай.

И советовали:

Если грани сели на гнёзда через три недели можно сеять хлеб.

- В городской газете “Бийский рабочий” регулярно выходит рубрика “Окно в природу”, где печатаются статьи о природе и природных явлениях.

Сегодняшняя рубрика посвящена прилёту птиц.

(Зачитываю небольшой отрывок.)

4. Знакомство с картиной А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.

• Что показано на картине?

• По каким признакам можно видеть, что изображено начало весны?

• Нравится ли вам картина?

• Что можно услышать, глядя на картину?

(Шум, крик, гвалт птиц.)

- Послушайте, как описали картину “Грачи прилетели” писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина.

(Читаю рассказ.)

Учитель

- С приходом весны возвращаются к нам наши друзья — перелётные птицы. (Читаю записанное на доске стихотворение.)

И кажется, весна сама в разведку. Послала птицу, и, пригнувши ветку, Ей грач дорогу верную открыл.

- Вслед за грачами прилетают скворцы. (Похваляется “скворец ‘.)

Скворец

Здравствуйте, ребята!

Вы меня узнаёте?

А тем, кто меня не узнал,

Разрешите представиться:

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня ... (Дети угадывают.)

(скворец)

Верно! Вы угадали.

Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.

Из года в год, из века в век живу я там,

Где живёт человек.

Селюсь с колхозником рядом,

Слежу за его полем и садом — Очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек и жучков.

И поэтому,

Я не просто скворец, а скворец-молодец!

Учитель

- Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, - вот и его гнездо.

Вслед за ними — ласточки.

- Гнёзда у птиц очень разнообразны.

У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой выкармливаются беспомощные птенцы.

- Например, птица иволга строит вот такой гамачок для детишек. (показ карточек)

- Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Также просто устраивают свои гнёзда ближайшие

родственники грача — вороны и галки.

- Есть птицы, которые не гнёзда вьют, а норки роют.

Как, например, ласточки-береговушки.

- Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам — чёрные, белоносые.

Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые гнёзда чинят, новые вьют.

А вечером сядут у своих гнёзд и спят до утра. А утром снова за работу!

Спешат грачи! Пора выводить птенцов.

Грачата — самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть

просят.

(Включаю грамзапись “Голоса птиц” - крик, голоса птенцов.)

5. Беседа

• Каких птиц вы видели?

• Какова окраска оперенья этих птиц?

• Какого они размера?

• Какую пользу приносят птицы?

• Зачем надо бережно относиться к ним, заботиться о них?

• Обратите внимание на то, как художники-анималисты рисуют животных и выразительно передают разнообразие форм, гармоничность линий представителей мира пернатых.

(Образное рассматривание разных видов птиц.)

ВЫВОД

- дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица съедает за сутки столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, улиток и жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день до 400 червей, вредителей растений.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Кроме того, многие птицы — щеглы, овсянки, зеленушки, жаворонки и другие склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

Многие птицы — санитары.

Вороны, галки, сороки, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины.

- Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города.

- Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Нас много, ребята!

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас!

б. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать на уроке? (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать птицу грача.

Вам нужно будет выполнить обобщённое изображение птицы.

- Ребята, как мы выберем положение листа: вертикально или горизонтально?

(Высказывания детей.)

Вывод:

Птичка у нас вытянута, поэтому лист лучше взять горизонтально.

А сама птичка должна находиться посередине листа, чтобы было расстояние со всех сторон.

7. Объяснение задач урока.

- Чтобы вы смогли красиво и быстро выполнить рисунок птицы, вспомним последовательность рисования предметов сложной от общего к деталям:

(Показываю на доске набросок рисунка грача.)

Проведение наклонной линии, определяющей общее пространственное положение туловища птицы:

. Определение длины и толщины туловища, размера головы, хвоста, положения лапок:

• Уточнение характера формы птицы:

8. Обзор таблицы “Рисование птицы”.

9. Самостоятельная работа учащихся.

(Под фонограмму весенних мелодий)

10. Выставка работ учащихся.

11. Обзор выставки книг о птицах.

ИТОГ УРОКА

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали?

- Чему вы научились?

- Что запомнили?