Вопрос 17. Методы и приёмы преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Авторская педагогика.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, танцы, песни. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка. Проявить творческое воображение - способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание, делающий невидимое видимым.
На занятиях, используя различные способы рисования и моделирования, предусматривающие использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить выбор техники изображения при выполнении детьми творческих работ.
-
Идея: рисунок на картоне.
Оказывается клеем тоже можно рисовать. Сделать картину из клея ПВА совсем несложно. Все работы, выполненные клеем, будут иметь необычный вид, они будут похожи на чеканку, тем самым придавая работе неповторимость и изысканность.
-
Идея: процарапывание рисунка кусочками картона.
Неразбавленная краска наносится на бумагу, затем куском картона (уголком или торцом) процарапываются на ней линии. Можно параллельные, а можно в виде клеточек. Можно использовать цветную или тонированную бумагу.
-
Идея: проступающий рисунок.
На шероховатую поверхность, например, на гофрированный картон, кпадётся лист бумаги. Боковой стороной воскового карандаша натирается бумага, чтобы проступил рисунок фактуры. Затем рисунок заливается акварелью или чернилами контрастного цвета.
-
Идея: разукрашивание с использованием соли.
Поверхность бумаги тонируется акварельными красками ( по сырому ), посыпается солью, соль пропитывается краской и при высыхании создаёт эффект зернистости. Рисовать нужно очень быстро, потому что соль нужно сыпать на влажную краску.
-
Идея: рисуем с помощью мелкой крупной тёрки.
Бумагу нужно положить на тёрку и закрасить боковой стороной воскового карандаша, а потом чернилами или красками залить всю поверхность.
-
Идея: окрашивание с использованием целлофанового пакета.
Целлофановый пакет покрывается краской, сверху прикладывается лист бумаги и слегка приглаживается ладошкой, затем бумага снимается.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души.
-
Идея: рисование ладонями
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток на бумаге, в котором можно увидеть различные удивительные образы.
-
Идея: точечные рисунки
С помощью пальчиков можно получить отпечаток в виде кружка или овала. Используя эти формы, можно создавать изображение различных образов.
Как-то, давным-давно, люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами - набойками или специальным составом, который позволял расписывать ткань не всю сразу, а частями.
Вопрос 18. Методическая разработка урока изобразительного искусства или художественного труда. Организация, структура урока и методика его проведения. Анализ урока изобразительного искусства и художественного труда.
1. Место данного урока в системе занятий по изобразительному искусству. Соответствие учебно-востательным задачам, основным целям программы и межпредметность.
2. Оборудование и оформление кабинета. Организация рабочего места учителя и учащегося. Принадлежности и художественные материалы.
3. Технология урока (структура, последовательность, взаимосвязь и соотношение его частей).
4. Содержание учебного материала: соответствие программе и уровню знаний учащихся, научность, связь с жизнью и практикой, воспитательное значение.
5. Оптимальное сочетание различных методов обучения в ходе урока. Педагогическая целесообразность, особенность выбора методов, приемов, средств, техник.
б. Активизация восприятия, мышления, воображения учащихся на уроке.
7. Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Целесообразность их применения.
8. Дифференциация и индивидуализация обучения. Учет индивидуальных особенностей, творческих возможностей и интересов учащихся.
9. Формирование новых знаний повторением и закреплением учебного материала, проверка и оценка знаний, умений, навыков.
10. Особенности педагогического мастерства, преобладающий стиль учителя, речь, такт, эмоции.
11. Активность учащихся на уроке. Их поведение и дисциплина. Организация самостоятельной работы учащихся.
12. Выполнение задач урока, подведение итогов, домашнее задание.
13. Связь уроков с внеклассной и внешкольной работой учащихся.
14. Общий вывод, рекомендации и предложения по проведению данного урока.
- Вопрос 1.Виды искусства. Классификация. Взаимосвязь в синтезе искусств. Виды и жанры изобразительного искусства.
- Выразительные средства живописи.
- Основные разновидности графических произведений
- Основные выразительные средства
- Декоративно-прикладное искусство
- Народные художественные промыслы
- Русские народные художественные промыслы
- Архитектура Беларуси
- Вопрос 5. Восприятие произведения искусства. Анализ произведения изобрази тельного искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
- Вопрос 11. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
- Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 14. Анализ программы по изобразительному искусству. Вариант 1 (авторы н.Д.Минц, ф.О.Таланцева). Содержание программы в 1-4 классе. Принципы планирования занятий.
- Вопрос 16. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства
- Вопрос 17. Методы и приёмы преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Авторская педагогика.
- Структура урока изобразительного искусства и художественного труда.
- Урок изобразительного искусства в 1-м классе “Птицы прилетели”
- Ход урока
- Вопрос 19. Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах. Классификация и содержание, методика проведения.
- Вопрос 20. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству и художественному труду. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству. Первый год обучения.
- 1 Четверть
- 2 Четверть
- 3 Четверть
- 4 Четверть
- Вопрос 21. Организация занятий с шестилетками по изобразительному искусству и художественному труду в 1-ом классе
- Вопрос 22. Развитие творческих способностей. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
- Вопрос 23. Диагностика индивидуальных психических особенностей учащихся. Методика проведения изо-тестов.
- Вопрос 25. Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 27. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика изучения
- Вопрос 28. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских работ.
- Вопрос 29. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства и художественного труда в 1-4 классах. “Альбом учителя”. Методика педагогического рисования.