logo
ИЗО и художественный труд

Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.

Эстетическое воспитание реализуется через художественное воспитание школьников. Для того, чтобы развивать личность ребенка, учитель, прежде всего, должен быть сам эстетически развит.

Учитель начальных классов должен обладать широкой эрудицией и культурой, разносторонними эстетическими интересами, потребностями; вкусами; высокоразвитым эстетическим идеалом; музыкальным слухом, художественным воображением и представлением, организаторскими способностями, чувством юмора.

Быть образцом личной культуры в трудовой и общественной деятельности, на отдыхе и в быту.

Владеть навыками эстетического самообразования и самовоспитания, быть пропагандистом эстетических знаний среди населения.

Учителя должна отличать высокая культура речи и эстетика внешнего вида.

Цель, задачи и требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах вытекают из программы.

В процессе восприятия искусства решаются три основные задачи:

1. развитие способности сопереживания в связи с содержанием произведения; умение выразить своё отношение к произведению;

2. развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественного образа;

3. формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.

Основные требования к содержанию и методам преподавания изо в школе:

- связь с жизнью, с народными художественными традициями.

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности

народа.

- учет возрастных возможностей учащихся.

- разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов.

- межпредметные связи.

Основой преподавания изо является органичное единство учебного и воспитательного процессов: нравственное, эстетическое и художественное воспитание должно быть основано на систематическом усвоении учащихся художественных знаний и освоении практических навыков художественной деятельности.

Вопрос 13. Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы В.С. Кузин, Б.М. Неменский), структура и основные разделы программы. Содержание занятий по изобразительному искусству в 1-4 классах. Содержание программ, их специфика (тематика, виды деятельности).

Программа <Изобразительное искусство>, авторы В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Э.И. Кубышкина, СЛ. Ломов, СЕ. Игнатьев ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, .эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Б.М. Неменского, ставит задачу духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

Своеобразие предлагаемых программ предоставляет возможность учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей. При этом все программы ориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных требований к подготовке учащихся.

Программа “Изобразительное искусство” (автор В. С. Кузин) в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

-овладение учащимися элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисование с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;

-развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы положены:

-тематический принцип планирования учебного материала;

-единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

-яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности.

-система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

-система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, человек и мир, труд), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

-соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными красками и гуашевыми, пером и кистью.

В целом, содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски.

Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведётся по памяти, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Раздел «Лепка» занимает важное место в общей системе обучения изобразительного искусства. Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины), с натуры, по памяти и по представлению.

Аппликация. В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Беседы по ИЗО и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства.

На беседы в 1.-З классах отводится 8-10 минут, а в 4-ом - отдельные уроки.

Первое положение, лежащее в основе данной программы — тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности и выражается в примерных блоках уроков по классам. А именно:

1 класс:

«В мире волшебных красок» «Мы готовимся к празднику красота вокруг нас» «Встречи с Весной-красной» 2 класс:

Мы рисуем осень» <Мы рисуем сказку» «Мои друзья» «С чего начинается Родина?»

З класс:

«И снова осень к нам пришла» «В мире сказок» «Красота в умелых руках» «В каждом рисунке — солнце»

4 класс:

«В мире изобразительного искусства» «Мы любим смотреть картины и рисовать»

Программа Изобразительное искусство и художественный труд (автор БМ. Неменский) является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи,

графики, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего Народа.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1 класс (30 часов) — Ты изображаешь, украшаешь и строишь.

Три вида художественной деятельности, определяющие всё многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого класса.

На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: «Три Брата — Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки». Открытием для детей должно стать то, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью.

2 класс (34 часа) — Ты и искусство.

Задача — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

З класс (34 часа) — Искусство вокруг вас.

Одна из основных идей: «От родного порога — в мир культуры Земли», т.е. приобщение к культуре своего народа.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы являются

носителями духовной культуры, и так было всегда — от далёкой древности до наших дней.

4 класс (34 часа) — Каждый народ — художник. (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли).

Целью художественного воспитания и обучения в 4-ом классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Программа <Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.