Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
Эстетическое воспитание реализуется через художественное воспитание школьников. Для того, чтобы развивать личность ребенка, учитель, прежде всего, должен быть сам эстетически развит.
Учитель начальных классов должен обладать широкой эрудицией и культурой, разносторонними эстетическими интересами, потребностями; вкусами; высокоразвитым эстетическим идеалом; музыкальным слухом, художественным воображением и представлением, организаторскими способностями, чувством юмора.
Быть образцом личной культуры в трудовой и общественной деятельности, на отдыхе и в быту.
Владеть навыками эстетического самообразования и самовоспитания, быть пропагандистом эстетических знаний среди населения.
Учителя должна отличать высокая культура речи и эстетика внешнего вида.
Цель, задачи и требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах вытекают из программы.
В процессе восприятия искусства решаются три основные задачи:
1. развитие способности сопереживания в связи с содержанием произведения; умение выразить своё отношение к произведению;
2. развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественного образа;
3. формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.
Основные требования к содержанию и методам преподавания изо в школе:
- связь с жизнью, с народными художественными традициями.
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности
народа.
- учет возрастных возможностей учащихся.
- разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов.
- межпредметные связи.
Основой преподавания изо является органичное единство учебного и воспитательного процессов: нравственное, эстетическое и художественное воспитание должно быть основано на систематическом усвоении учащихся художественных знаний и освоении практических навыков художественной деятельности.
Вопрос 13. Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы В.С. Кузин, Б.М. Неменский), структура и основные разделы программы. Содержание занятий по изобразительному искусству в 1-4 классах. Содержание программ, их специфика (тематика, виды деятельности).
Программа <Изобразительное искусство>, авторы В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Э.И. Кубышкина, СЛ. Ломов, СЕ. Игнатьев ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, .эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Б.М. Неменского, ставит задачу духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.
Своеобразие предлагаемых программ предоставляет возможность учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей. При этом все программы ориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных требований к подготовке учащихся.
Программа “Изобразительное искусство” (автор В. С. Кузин) в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
-овладение учащимися элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисование с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;
-развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы положены:
-тематический принцип планирования учебного материала;
-единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
-яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности.
-система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
-система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, человек и мир, труд), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
-соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными красками и гуашевыми, пером и кистью.
В целом, содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски.
Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведётся по памяти, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Раздел «Лепка» занимает важное место в общей системе обучения изобразительного искусства. Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины), с натуры, по памяти и по представлению.
Аппликация. В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры, составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Беседы по ИЗО и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства.
На беседы в 1.-З классах отводится 8-10 минут, а в 4-ом - отдельные уроки.
Первое положение, лежащее в основе данной программы — тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности и выражается в примерных блоках уроков по классам. А именно:
1 класс:
«В мире волшебных красок» «Мы готовимся к празднику красота вокруг нас» «Встречи с Весной-красной» 2 класс:
Мы рисуем осень» <Мы рисуем сказку» «Мои друзья» «С чего начинается Родина?»
З класс:
«И снова осень к нам пришла» «В мире сказок» «Красота в умелых руках» «В каждом рисунке — солнце»
4 класс:
«В мире изобразительного искусства» «Мы любим смотреть картины и рисовать»
Программа Изобразительное искусство и художественный труд (автор БМ. Неменский) является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи,
графики, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего Народа.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1 класс (30 часов) — Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
Три вида художественной деятельности, определяющие всё многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого класса.
На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: «Три Брата — Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки». Открытием для детей должно стать то, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью.
2 класс (34 часа) — Ты и искусство.
Задача — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
З класс (34 часа) — Искусство вокруг вас.
Одна из основных идей: «От родного порога — в мир культуры Земли», т.е. приобщение к культуре своего народа.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы являются
носителями духовной культуры, и так было всегда — от далёкой древности до наших дней.
4 класс (34 часа) — Каждый народ — художник. (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли).
Целью художественного воспитания и обучения в 4-ом классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Программа <Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
- Вопрос 1.Виды искусства. Классификация. Взаимосвязь в синтезе искусств. Виды и жанры изобразительного искусства.
- Выразительные средства живописи.
- Основные разновидности графических произведений
- Основные выразительные средства
- Декоративно-прикладное искусство
- Народные художественные промыслы
- Русские народные художественные промыслы
- Архитектура Беларуси
- Вопрос 5. Восприятие произведения искусства. Анализ произведения изобрази тельного искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
- Вопрос 11. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
- Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 14. Анализ программы по изобразительному искусству. Вариант 1 (авторы н.Д.Минц, ф.О.Таланцева). Содержание программы в 1-4 классе. Принципы планирования занятий.
- Вопрос 16. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства
- Вопрос 17. Методы и приёмы преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Авторская педагогика.
- Структура урока изобразительного искусства и художественного труда.
- Урок изобразительного искусства в 1-м классе “Птицы прилетели”
- Ход урока
- Вопрос 19. Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах. Классификация и содержание, методика проведения.
- Вопрос 20. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству и художественному труду. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству. Первый год обучения.
- 1 Четверть
- 2 Четверть
- 3 Четверть
- 4 Четверть
- Вопрос 21. Организация занятий с шестилетками по изобразительному искусству и художественному труду в 1-ом классе
- Вопрос 22. Развитие творческих способностей. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
- Вопрос 23. Диагностика индивидуальных психических особенностей учащихся. Методика проведения изо-тестов.
- Вопрос 25. Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 27. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика изучения
- Вопрос 28. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских работ.
- Вопрос 29. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства и художественного труда в 1-4 классах. “Альбом учителя”. Методика педагогического рисования.