38. Основные тенденции развития образования в совр мире.
Во второй половине XX века в ведущих странах мира были проведены реформы, в результате которых изменились системы общего образования. Во многих странах увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.
После получения начальною и неполного среднего образования учащиеся распределяются потрем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа, которая готовит к обучению в техническом вузе; профессионализированные учебные заведения.
Рассматриваемый период времени характеризуется появлением частных учебных заведений. Они, как правило, платные. Некоторые - дорогие и привилегированные (английские «публичные школы», американские независимые школы, российская школа «Премьер» и пр.).
Число учащихся в частных средних школах в первой половине 90-х годов составляло от общего количества школьников: в США -11%, Великобритании -6%, Германии - 10%, Франции - 15%, Японии - 28%. Количество частных школ в большинстве крупных стран остается стабильным на протяжении века. Исключение составили Россия и Япония. В России система частных школ стала возрождаться в начале 90-х годов, после отхода от борьбы с проявлениями частной инициативы во всех сферах общественной жизни. В 1994/95 учебном году в Российской Федерации насчитывалось около 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучались около 40 тыс. школьников, что составило около 0,1 % всех учащихся.
В Японии после второй мировой войны резко сократилось количество частных начальных и неполных средних школ. Это было вызвано бесплатным обучением в соответствующих государственных учебных заведениях. Кроме того, родители предпочитали платить за обучение в частных старших средних школах в надежде на то, что они лучше подготовят к поступлению в университет.
Государственная политика в отношении частных школ в различных странах базируется на разных принципах. В Англии, России, Японии власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что выражается, прежде всего, в предпочтениях при финансировании государственных учебных заведений. В США и Франции при субсидировании частные и общественные школы пользуются равными правами.
Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано со светскостью обучения, отделением школы от церкви. Если в Японии и России частные школы создаются преимущественно светскими лицами и компаниями, то на Западе большинство частных школ принадлежит конгрегациям различных церквей.
Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония, Россия). В этих странах религиозное обучение - частное дело граждан. А в Англии и Германии религия включена в стандартные программы общего образования.
Церковь и государство в школьном вопросе отказываются от конфронтации или прочного союза и переходят к лояльному сотрудничеству. Примером примирения государства и церкви в школьном вопросе является Франция.
Системы профессионально-технического образования превращаются из второстепенного в существенный компонент образования. Об этом свидетельствует, например, деятельность Особой комиссии Европейского экономического сообщества. Комиссия проводит единую политику унификации программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов для учащихся профессионально-технических заведений. С 1986 г. в Западной Европе установлены стандартные квалификационные требования при обучении многим специальностям.
Изменения в системе профессионально-технического образования вызваны несколькими факторами. Переосмысливаются ценности, повышение квалификации рассматривается как непременный компонент эволюции экономики. Обогащается спектр интересов, лежащих вне собственной профессии. Расширяются профессиональные интересы женщин. Важную роль играют и технико-экономические факторы: динамичность технологической революции, уменьшение численности работников, занятых на производстве, и увеличение количества занятых в сфере обслуживания; интернационализация экономической жизни. Поэтому необходимо давать дополнительную к профессии квалификацию. Это означает, что при подготовке рабочих отходят от узкоспециализированного обучения, максимально приближаясь к структурированию такой квалификации, которая охватывает многие сферы применения.
В некоторых странах (Германия, Франция) складывается так называемая дуальная система профессионального образования, при которой организуется обучение параллельно в учебном заведении и в мастерских различных предприятий.
.При реформировании управления школой делаются попытки преодолеть бюрократизацию управленческих структур, выражающуюся, прежде всего, в поэтажном распределении власти, потере самостоятельности учебных заведений. Централизованные окостеневшие структуры зачастую оказываются неэффективными. Хотя в некоторых случаях целесообразно укреплять центральное управление как координатора школьной политики.
В этих условиях стало важным нахождение компромисса между жесткой централизацией и широкой автономией. Поэтому в США на протяжении 80 - 90-х годов были приняты акты, повышающие значимость центральных органов просвещения. Во Франции, напротив, все больше полномочий получают департаментские власти и администрация учебных заведений. Многим странам удалось сбалансировать соотношение централизации и децентрализации при управлении школой. Показателен в этом отношении опыт Бельгии.
Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования. В начале 90-х годов затраты на образование в общей сумме расходов составляли: в США, Англии, Японии - около 14%, в Германии, Франции - около 10%. Школьные ассигнования в этих странах в 80-х годах росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета.
В России Законом об образовании (1992) предусматривалось, что затраты на образование должны ежегодно составляй, по менее 10% национального дохода, но они составляли в 1992г.- 4,6%, 1993 г. - 5,8%, 1994г. - около 3% национального дохода. Это намного меньше, чем в других индустриально развитых странах. Этих средств явно недостаточно для того, чтобы покрывать нужды школы.
В ведущих странах мира за последнюю четверть столетия резко расширилась сеть высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Заметно переменился Социальный состав студенчества: он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.
Рост высшей школы сопровождается и снижением качества образования. Поддержание качества образования является ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля над деятельностью высшей школы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования. Сходные задачи решает созданная под эгидой центральных федеральных школьных ведомств России система аккредитации и аттестации высших учебных заведений.
В высших учебных заведениях России делаются попытки отойти от традиционного единообразного 5-летнего курса обучения, поделив его на 2 ступени - бакалавриат и магистратуру, как это существует за рубежом. Кроме того, с переходом к рыночной экономике многие вузы занялись коммерческой деятельностью. В отечественной высшей школе, наряду с бесплатным образованием, распространяется платное обучение. Появляются негосударственные вузы.
.В каждой из стран, где реформируется или реформировалось образование, имеется своя специфика этих реформ, однако можно выделить общие тенденции реформирования образования в странах с развитой рыночной экономикой. К ним можно отнести, по мнению М.И. Рожкова:
усиление гуманистической направленности образования;
гуманитаризацию образования;
индивидуализацию и дифференциацию обучения;
отказ от энциклопедизма;
компьютеризацию:
создание условий для развития одаренности;
усиление внимания социальной защите детей и социальной помощи детям;
педагогизацию новейших технических средств;
модернизацию классно-урочной системы»;
- развитие ученического самоуправления.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.