21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
Зарождение идей коммунистического воспитания. Первые ростки практики равного, коллективного воспитания возникли в период «первобытного коммунизма».
В ходе последующих этапов развития человеческого общества, люди сохраняли в своей памяти воспоминания об обществе равенства, справедливости и пытались их применить в новых условиях в теории и на практике.
Наиболее полно идея равенства и справедливости нашла отражение в произведениях, философов эпохи Возрождения Т. Мора («Утопия», 1516) и Т.Компанеллы («Город Солнца», 1602). В этих книгах изложены отношения между людьми, подобные которым существовали и существуют у многих народов в коммунистических общинах и группах с древнейших времен о настоящее время. Эти отношения и идеи, их выражающие, получили названия «социалистические» и «коммунистические».
Томас Мор провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, высказал идею возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он выступал за обучение на родном языке, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.
Педагогические опыты Роберта Оуэна. Община, основанная на демократических идеях, была создана выдающимся английским гуманистом Р. Оуэном в Шотландии в Нью-Лэнарке на бумагопрядильной фабрике в 1800 году. Он сократил рабочий день до 10,5 часов, увеличил зарплату, построил для рабочих новые жилища, организовал для них разумный отдых.
Оуэн запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных учреждений:
школу маленьких детей - от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр;
начальную школу для детей от 6 до 10 лет:
вечернюю школу для подростков, работающих на производстве;
- систему клубных занятий для взрослых и членов их семейств, которая включала лекции, беседы и культурные развлечения.
Эта система учреждений получила название «Новый институт для формирования характера».
"Педагогические опыты были продолжены Оуэном в организованной им в Северной Америке коммунистической общине «Новая Гармония», где были созданы школы для воспитания и образования детей, основанные на соединении обучения с производительным трудом. Однако опыты Р. Оуэна в условиях капиталистической действительности потерпели крах.
Педагогическая деятельность Р. Оуэна была высоко оценена основоположниками научного социализма. К. Маркс назвал его воспитательную систему зародышем воспитания эпохи будущего.
Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на воспитание и образование. К.Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что в каждую историческую эпоху воспитание определяется господствующими общественными отношениями, которые в конечном счете зависят от способа производства материальных благ. Они полагали, что в классовом обществе воспитание носит классовый характер, будучи поставлено на службу интересам господствующего класса.
К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что буржуазия идет на расширение объема 6разования и воспитания, даваемого народу лишь в той степени, какая необходима квалифицированному рабочему для осуществления его производственной и социальной функции, поэтому возможность получить полноценное образование пролетариат приобретает только после завоевания политической власти. Основоположники марксизма дали характеристику школы для детей трудящихся в Англии в 40-х годах XIX века. Преподаватели этих школ имели низкий образовательный и моральный уровень. В итоге учащиеся еле-еле могли читать, писать кое-как умели лишь очень немногие, а грамотно - почти никто.
Марксистское требование научности образования предполагало его полную светскость, освобождение сознания трудящихся от религиозной пропаганды. Учащимся в школе необходимо дать широкий круг общеобразовательных знаний в строгой последовательности и системе. Маркс и Энгельс требовали, чтобы подрастающее поколение овладело в школе основами математики, химии, ботаники, зоологии. Большое значение они придавали изучению родного языка, в котором видели средство познания мира и развития мышления, обучение же иностранным языкам было необходимо для установления интернациональных связей пролетариата.
Соединение обучения с производительным трудом на высокой технической основе Маркс считал прогрессивным явлением. Он видел в этом одно из могущественнейших средств переустройства общества и воспитания всесторонне развитых людей.
В процессе технического обучения молодежь познакомят с основными принципами всех процессов производства и одновременно привьют навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. Это даст возможность не только разобраться в конструкции самых разнообразных машин, но сравнительно легко и быстро научиться управлять ими.
Маркс и Энгельс разработали теоретические основы учения о новой пролетарской морали, признав нравственным такое поведение, которое способствует борьбе рабочего класса против гнета и эксплуатации.
Пролетарская мораль станет общечеловеческой в коммунистическом обществе, где будут установлены истинно человеческие отношения между людьми.
Педагогические идеи, высказанные Марксом и Энгельсом, использовались мировым пролетариатом в борьбе за просвещение и школу. Во всех странах мира во второй половине XIX века появились последователи марксистского учения, которые вместе с революционными идеями пропагандировали и педагогические. Наиболее яркими борцами за педагогические идеи Маркса и Энгельса были Поль Лафарг во Франции, Клара Цеткин в Германии и Г.В. Плеханов в России.
Первой попыткой осуществить педагогические идеи марксизма в области просвещения, обучения и воспитания были просветительные мероприятия Парижской Коммуны в 1871 году. В течение 72 дней парижские коммунары сделали шаги по введению всеобщего бесплатного начального образования, бесплатному обеспечению всех учащихся школьными принадлежностями, сочетанию изучения основ наук с практическим обучением ремеслу, запретили преподавание религии в школе, увеличили жалованье учителям, причем мужчины и женщины впервые были уравнены в оплате труда.
В более полной мере педагогические идеи марксизма в области просвещения были реализованы в XX веке после победы социалистических революций в России и других странах мира.
В России видным продолжателем учения Маркса стал В.И.Ленин. Он многое сделал для претворения в жизнь идей марксизма, в том числе и педагогических. В конце 20-х годов в СССР утвердилась авторитарно - бюрократическая система. Это привело к догматизации и искажению марксизма. Учение Маркса было поставлено на службу тоталитаризму, превращено в официальную идеологию, что привело ко многим негативным последствиям в практике образования и воспитания. Абсолютизировались социальные антагонизмы, не учитывались возможности внутренней эволюции буржуазного строя, романтизировалась историческая роль пролетариата, не учитывалось многообразие течений буржуазной педагогики. В странах так называемого социалистического лагеря сложилась и господствовала в теории и на практике социоцентрическая педагогика, которая, прежде всего, исходила из интересов государства, а личность рассматривалась лишь как «винтик» в системе тоталитарного государственного механизма.
22. Пед-ие взгляды представителей демократического движения в России в сер 19в. (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова).
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848).
Выдающийся революционер-демократ, отразил в своих произведениях протест против крепостного права, защищал интересы крестьянства.
Белинский разработал теорию народности искусства, лит-ры, просвещения и воспит-я.
О роли и сущности воспит-я. Утверждал, что природа щедро одаряет людей способностями и дарованиями, а бездарные и тупые люди – такое же редкое исключение, как физические уроды. Сословная принадлежность чел-ка не должна ограничивать его право на воспит-е и образование.
В 40-х г 20в он пришел к заключению, что только социалистическое об-во, в кт все люди будут равны, обеспечит возможность всестороннего развития и правильного воспт-я чел-ка.
Он выступил против механического представления о воспит-и как о процессе, в ходе кт взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием.
Цели воспит-я. Белинский выдвинул требование общечел-го воспит-я.
Он сделал пед-ие выводы о необходимости воспит-я детей в духе любви к своей родине. Нужно сделать рус яз и отечественную лит-ру важнейшими предметами обучения.
Целью воспит-я Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при кт не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.
Содержание и методы шк воспит-я. Одним из основных положений теории Белинского явл гармоническое развитие чел-ка.
Физическое воспит-е детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать из физич силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений.
Нравственное воспит-е Белинский считал важнейшей стороной формирования чел-ка – общественного деятеля.
Необход, чтобы дети прежде всего полюбили добро. Белинский указывал, что гл роль в психической жизни детей раннего возраста играют эмоции. Поэтому нужно воздействовать прежде всего на чувства детей, а не на их сознание.
Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры. Детей нужно не принуждать, а приохотить к положительному. Их следует не столько учить, а сколько приучать.
Большое значение в деле нравственного воспит-я придавалось им развитию воли, выработке закаленного хар-ра, кт необход для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий.
Умственное образование. После 7 лет должно начаться систематическое образование детей, кт не может быть частным, специальным или исключительным. Оно должно быть тоже общечел-им, иметь в виду развитие всех умственных сил будущего чел-ка, формирование у него мировоззрения и сознательных убеждений, стойкость в их защите. Он считал необход, чтобы учащиеся не только усвоили опред сумму знаний, но и приобрели цельное научное мировоззрение, требовал ликвидировать разрыв между наукой и учебными предметами, между теорией и практикой.
Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (родной язык, лит-ру, историю), помогающие нравственному воспит-ю, большое значение придавал естественным наукам.
Александр Иванович Герцен (1812-1870).
Выдающийся представитель русского революционного движения, крупнейший полит деятель, блестящий публицист и талантливый писатель. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму, остановившись перед историческим материализмом. Он страстно боролся с мистикой, идеализмом, духовенством. Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.
Обличение царской шк политики и системы воспит-я. Царское правительство, по словам Герцена, «подстерегало ребенка при первом шаге в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них чел-ие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в др странах закоренелых преступников».
Герцен указывал, что церковь все более и более усиливает свое влияние на народное образование, что «шк задавлены надзором и попами». Он решительно выступал против внедрения религии в воспит, против превращения шк и универов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.
Герцен считал, что именно народ явл носителем лучших русских национальных кач-в. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине.
О формир-и материалистического мировоззрения. Гл задачей воспит-я Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, кт живет интересами своего народа и стремится к преобразованию об-ва на разумных началах.
Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народов, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием.
Придавая большое революционизирующее значение просвещению, Герцен много внимания уделял умственному образованию, формир-ю материалистического мировоззрения. Важнейшим средством умственного образования он считал естествознание, кт научно объясняет то, что кажется таинственным, мистическим; естественные науки подрывают корни религиозных заблуждений и предрассудков, располагают точными методами изучения действительности.
Герцен написал 2 специальных произведения, в кт объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми», «Разговоры с детьми». Эти произведения явл замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем.
Герцен стремился возбудить у молодежи живой интерес к изучению природы, выработать материалистический подход к окруж действительности, сформулировать атеистически взгляды.
Подчеркивая огромное воспитательное и образовательное значение естественных наук, Герцен был в то же вр за систему всестороннего общего образования. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной шк наряду с естествознанием и математикой изучали лит-ру, ин яз, историю.
Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию у учащихся самостоят мышления.
Нравственное воспит-е. в повседневной воспит-ой деят-ти важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отн-я между детьми и воспитателями явл необход условием нравственного воспти-я.
Воспитателям следует, опираясь на врожденные склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия.
Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же вр придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необход условием правильного воспит-я.
Воспитатели обязаны предъявлять детям опред требования, продиктованные условиями семейной и общественной жизни, и добиваться их выполнения. Они должны умело руководить воспитанниками, осуществляя цели и задачи нравственного воспит-я.
Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861).
О роли воспит-я в развитии чел-ка и задачах воспит-я. Чернышевский и Добролюбов категорически отвергали антинаучные утверждения о том, что положение и место чел-ка в об-ве, как и возможности развития его способностей, якобы предопределены происхождением чел-ка, его наследственностью. Чернышевский отмечал, что правительство слишком мало делает для образования народа, в рез-те чего последний некультурен и безграмотен. Он разоблачал стремление ученых – лакеев царизма объяснять темноту и невежество трудящихся природой русского чел-ка, тем, что «русское племя будто бы мало имеет охоты к просвещению». Подобные измышления Чернышевский наз клеветой на народ.
Признавая, что сущ-ют индивидуальные различия организмов, а следовательно, и психики людей, что люди отличаются др. от др. не только внешними признаками, но и нект психическими св-ми, Чернышевский пояснял, что врожденные задатки чел-ка, проявляются и развиваются в зависимости от обстоятельств жизни и от воспит-я.
Добролюбов, обращаясь к представителям официальной пед-ки, утверждавшим, что дети склонны только к порокам и что они от природы «неразумны», а потому должны безусловно повиноваться разуму взрослых.
В замечательном трактате «О значении авторитета в воспит-и» - 1857 Добролюбов пропагандировал необход учитывать в воспит-и законы развития ребенка, установленные естественными науками. Он говорил, что официальная пед-ка упускает из виду одно весь важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необход для проявления тех кач-в, кт должны быть у передового чел-ка.
Чернышевский и Добролюбов были великими гуманистами, поборниками подлинно передовой морали. Они выдвинули идеал нового чел-ка, исходя из кт опред цели и задачи воспит-я. Новый чел-к, по их мнению, должен быть истинным патриотом своей родины, близким к народу, принимать самое деятельное участие в борьбе за осущ-е его разумных интересов и потребностей. Этот чел-к представляется Чернышевскому и Добролюбову высокоидейным и всесторонне развитым в физич и духовном отн-ии.
Добролюбов считал необход воспитывать в чел-ке единство мыслей, слов и действий. Он высказывал также мысль о том, что молодые люди должны вырасти идейными, принципиальными и руководствоваться в своих поступках не страхом перед наказанием и корыстными расчетами на получение наград, а преданностью «добру и правде», любовью к истине и справедливости. Указывал, что маленькие дети не могут вследствие недостатка у них жизненного опыта и неразвитости их мышления сознательно избегать зла и делать добро; большую роль в их поведении играет авторитет воспитателей. Но этот авторитет должен быть использован разумно. Воспитатель должен заботится о развитии в детях собственного сознания.
Чернышевский и Добролюбов разоблачали антинаучную и реакционную сущность авторитарной крепостнической пед-ки.
Добролюбов в статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» - 1858 высказал ценные мыли по поводу воспит-я патриотизма и борьбы с псевдопатриотизмом. По его мнению, настоящий патриотизм отличается от ложного тем, что несовместим с неприязнью к др. народностям, что ставит любовь к родине выше личных интересов и отн-ий, он «находится в теснейшей связи с любовью к чел-ву».
Они решительно осуждали палочную дисциплину, применение розги и др. средств, оскорбляющих достоинство воспитанника, наз эти средства антипед-ми, варварскими, пользующимися признанием там, где в воспит-и и обучении требуют «не рассуждать, а исполнять», и из детей готовят не сознательно мыслящих и активно действующих граждан, а покорных исполнителей воли угнетателей.
Сознательная дисциплина не исключает, по мнению Добролюбова, необход соблюдения воспитанниками разумно установленного порядка, а требует, чтобы они поступали опред образом не потому, что так приказано, а потому, что это нужно. Надо, чтобы справедливость требований воспитателей все более осознавалась своими воспитанниками.
Умственное образование. В общей системе воспит-я чел-к Чернышевский и Добролюбов отводили большое место общему образованию, кт должно заложить твердые основания будущей деят-ти чел-ка независимо от той специальности, кт он себе изберет в дальнейшем. Общее образование, как говорили они, есть фундамент, на кт строятся специальные знания.
Придавали умственному образованию важнейшее значение в системе подготовки чел-ка к жизни и считали, что оно должно вооружить учащихся основательными и разносторонними знаниями о природе и об-ве. Опираясь на эти знания, учащиеся должны иметь ясные и правильные представления о явлениях природы и общественной жизни, успешно бороться со всякими суевериями и предрассудками, правильно опред свое место в жизни и наметить пути своей практической деят-ти.
Чернышевский разоблачал реакционный хар-р классич образования , насаждаемого царизмом, указывал на необход давать молодежи полит образование путем глубокого изучения новой истории, на важность изучения естественных наук для формир материалистического мировоззрения.
Резко критикуя раннюю специализацию учащихся и классицизм как систему образования, отжившую уже свое время, Добролюбов защищал единую общеобразоват шк. Осн предметами обучения в единой шк он считал родной язык, лит-ру, историю, ин яз, матем, географию и естествознание с физикой.
Чернышевский и Добролюбов полагали, что организация, методы и приемы обучения должны всемерно содействовать успешному овладению учащимися разнообразными знаниями, всестороннему развитию их духовных сил и способностей, формир-ю у них правильных убеждений. При опред объема, хар-ра материала и приемов обучения они рекомендовали строго учитывать особенности учащихся, их силы и способности, соблюдать строжайшую постепенность и последовательность, всегда, во всех случаях, в изложении, в определениях, формулируя заключения и выводы, обеспечивать максимальную ясность и точность. А положения и выводы, кт должны усвоить учащиеся, следует доводить до их сознания на основе убедительных доводов и доказательств. Большое значение придавалось ими самостоят работе учащихся как важному средству развития мышления учащихся, а также привития им навыков и умений самим приобретать знания.
Чернышевский считал, что долг и обязанности каждого учителя сделать обучение интересным, но категорически осуждал всякую попытку превратить его в развлекательный процесс. Он доказывал, что интересное преподавание явл только средством, повышающим эф-ть серьезного, содержательного обучения, а не самоцелью, что интерес в обучении достигается наиболее приемлемой и привлекательной формой изложения: простой и доступной, не многословной, а подкрепляемый убедительными доводами, яркими примерами, фактами. Добролюбов стоял за такое обучение, кт создавало бы у учащихся правильные понятия о вещах, правильные и твердые убеждения. Для этого необход так поставить преподавание, чтобы каждое положение науки доказывалось при помощи фактов и примеров, каждый вывод формулировался после предварительного разбора суждений. Осмысленное освоение учащимися изучаемого материала, фактов, понятий, выводов и заключений, осмысленное отн-е их ко всем действиям и поступкам он считал важнейшим признаком разумной организации обучения.
Н.И. Пирогов (1810-1881).
Пед-ие взгляды. В статье «Вопросы жизни» и в др. своих пед-их сочинениях Пирогов резко выступил сословной шк и ранней утилитарно-профессиональной выучки, кт стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечел-го воспит-я, кт должно подготовить к общественной жизни высоконравственного чел-ка с широким умственным кругозором. Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, кт суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие.
Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект шк системы, направленный против сословной шк. Он считал, что основанием шк системы должна быть 2-х летняя начальная шк, откуда будет открываться доступ в среднюю шк всем. Свою шк систему он строил по принципу единой школы.
Пирогов предлагал шк систему из неск ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной 2-х летней шк – прогимназия (неполная средняя шк) 2-х типов с 4-х летним курсом; за ней идет гимназия также 2-х типов – с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая шк (универы и высшие спец-е учебные заведения).
Гл место в системе средней шк Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), рус яз и лит-ре, матем и истории. Классической средней шк он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на 2 года больше, чем во второй. Учебный план классич гимназии имеет общеобразовательный хар-р, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего 3-х летний. В первых 2-х классах классич и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С 3 класса классич прогимназии начинается обучение латинскому яз, а с 4 класса – греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в 3 класс классич прогимназии, или на практическую работу. Из классич гимназии можно поступить в универы или в высшие спец-ые учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие спец-ые учебные заведения или же идут на практич работу.
С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.
В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необход отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоят работы.
Осн дидактическим принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.
К преподаванию в высшей школе пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоят работы.
Проблемы дисциплины учащихся. Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспит-я. Он осуждал произвол, казарменный режим, кт царили в шк того времени, бездушное отн-е к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при кт совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.