8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
Гуманизм ренессанса.
Возрождение – это особый историч этап от средневековья к новому вр. В соц плане – это эпоха разложения феодализм и нач развития буржуазного об-ва. Наука не могла больше оставаться в пределах схоластического теоретизирования, нужны были новые открытия. Значит расширены возможности образования, изобретение книгопечатания (в 1436 Гуттенберг). Возрождение трактуется как обращение к опыту и культурному наследию античности. Для образования особую роль сыграла античная идея о всестороннем развитии личности. Для периода возрождения хар-н новый взгляд на личность чел-ка, а также мир в кт он живет. Новый тип личности – уверенный в себе, инициативный и ответственный за свои поступки и действия. Наиб отличительная черта культуры эпохи возрождения – это гуманистическое мировоззрение. Гуманизм – от латинского «человечный - человеческий» - система воззрений, признающая ценность чел-ка, как личность, признающая его право на свободу, развитие и счастье. Гуманизм в это вр выступил как течение общественной мысли, по сути дела гуманизм был направлен на борьбу с религиозной догматикой. Гуманисты возродили много памятников классической древности - эпохи античности и исп-ли их для развития светской культуры и образования. Менялись методы воспит-я и обучения ребенка. От физических телесных наказаний к активному поиску истины, к наследию жизни.
Пед-ие идеи.
Пед-ая мысль эпохи возрождения, значит, опережала реальную школьную практику. Мыслители этого вр восприняли, во-первых, классич культуру (римская и греческая)- она особое внимание уделяла идеи гармонического развития, физ-го воспит-я, идея гражданского суждения. Во-вторых, эллинистические учения (поздняя античность). Интерес к личности чел-ка, идея морального совершенствования. В-третьих, принципы рыцарского воспит-я. Образование – это основа совершенного об-ва. Пед-ая мысль проявила себя и в искусстве, религии и т.д. Идея о чел-ке.
Витторино да-Фельтре (1378-1446) – философ, гуманист. Организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической пед-ки.
В отличии от средневековых школ в новой школе было много воздуха и света. Особенно большое внимание уделялось физич развитию учащихся. Осн предметами обучения были классич языки и классич лит-ра, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физич и духовных сил чел-ка.
Франсуа Рабле (1494-1553) – французский писатель-гуманист. В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспит-е и противопоставил ему гуманистическое воспит-е с продуманным режимом дня ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окр действительностью.
Томас Мор (1478-1535) – английский мыслитель-гуманист. Им была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.
Большое значение придавал физическому воспит-ю, придерживался афинской системы физич воспит-я; развития путем гуманистки и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.
Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деят-ти и высказывал мысли о разностороннем развитии личности.
Пед-ие идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии пед-ой мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспит-я, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физич и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре кт стоит естествознание. Мор был первым провозвестником пед-их идей раннего утопического социализма
.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.