logo
ekzamen_po_pedagogike

8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).

Гуманизм ренессанса.

Возрождение – это особый историч этап от средневековья к новому вр. В соц плане – это эпоха разложения феодализм и нач развития буржуазного об-ва. Наука не могла больше оставаться в пределах схоластического теоретизирования, нужны были новые открытия. Значит расширены возможности образования, изобретение книгопечатания (в 1436 Гуттенберг). Возрождение трактуется как обращение к опыту и культурному наследию античности. Для образования особую роль сыграла античная идея о всестороннем развитии личности. Для периода возрождения хар-н новый взгляд на личность чел-ка, а также мир в кт он живет. Новый тип личности – уверенный в себе, инициативный и ответственный за свои поступки и действия. Наиб отличительная черта культуры эпохи возрождения – это гуманистическое мировоззрение. Гуманизм – от латинского «человечный - человеческий» - система воззрений, признающая ценность чел-ка, как личность, признающая его право на свободу, развитие и счастье. Гуманизм в это вр выступил как течение общественной мысли, по сути дела гуманизм был направлен на борьбу с религиозной догматикой. Гуманисты возродили много памятников классической древности - эпохи античности и исп-ли их для развития светской культуры и образования. Менялись методы воспит-я и обучения ребенка. От физических телесных наказаний к активному поиску истины, к наследию жизни.

Пед-ие идеи.

Пед-ая мысль эпохи возрождения, значит, опережала реальную школьную практику. Мыслители этого вр восприняли, во-первых, классич культуру (римская и греческая)- она особое внимание уделяла идеи гармонического развития, физ-го воспит-я, идея гражданского суждения. Во-вторых, эллинистические учения (поздняя античность). Интерес к личности чел-ка, идея морального совершенствования. В-третьих, принципы рыцарского воспит-я. Образование – это основа совершенного об-ва. Пед-ая мысль проявила себя и в искусстве, религии и т.д. Идея о чел-ке.

Витторино да-Фельтре (1378-1446) – философ, гуманист. Организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической пед-ки.

В отличии от средневековых школ в новой школе было много воздуха и света. Особенно большое внимание уделялось физич развитию учащихся. Осн предметами обучения были классич языки и классич лит-ра, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физич и духовных сил чел-ка.

Франсуа Рабле (1494-1553) – французский писатель-гуманист. В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспит-е и противопоставил ему гуманистическое воспит-е с продуманным режимом дня ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окр действительностью.

Томас Мор (1478-1535) – английский мыслитель-гуманист. Им была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.

Большое значение придавал физическому воспит-ю, придерживался афинской системы физич воспит-я; развития путем гуманистки и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деят-ти и высказывал мысли о разностороннем развитии личности.

Пед-ие идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии пед-ой мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспит-я, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физич и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре кт стоит естествознание. Мор был первым провозвестником пед-их идей раннего утопического социализма

.