5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
Организация римского воспитания мало отличалась от греческой, было больше порядка и определенности между школьными ступенями образования. Элементарное обучение, сообщавшее знание грамоты, письма и счета, давалось в школе литератора, там строго следили за ясным произношением и хорошим пересказом. Когда ученик овладевал чтением, письмом и счетом (к 12 годам), он переходил к другому учителю, который назывался грамматиком, и начинал основательно изучать греческий язык, читая прежде всего Гомера. Подробно изучалась также грамматика римского языка, читались с объяснением отечественные поэты, делались разные пояснения: исторические, географические, физические и астрономические. Следовательно, вместе с изучением языка грамматик сообщал и реальные познания. Впоследствии обучение ораторскому искусству, в виду его важности, перешло к специальному учителю — оратору, или ритору, который учил, как строить речь, украшать стиль, пользоваться жестами и т.д., давал трудные практические упражнения, чтобы усвоенные правила искусства применялись на практике. Основательнее и глубже изучалась греческая и римская литература, греческая философия. Эти школы: литератора, грамматика и оратора представляли собой три последовательные ступени образования, ведущие одна к другой: низшую, среднюю и высшую.
Дисциплина в низших и средних школах была строгая: палка и розга. Кроме усвоения знаний, в школах обращали внимание и на то, чтобы приучить учеников скромно держать себя и внушить им вкус к порядку и чистоте. Физическим развитием детей занимались исключительно дома, считая, что это долг родителей в интересах государственной обороны. Поэтому, помимо школы, достаточно занимались упражнениями в беге, плавании, прыжках, в играх с мячом, борьбе, езде верхом и фехтовании. Обучение платное.
Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг н.э.)
Главные его труды- «Об образовании оратора», «О домашнем воспитании мальчика», «О риторическом обучении».
Цель воспитания- подготовить молодого чел-ка к исполнению гражданских обязанностей.
«Ребенок- драгоценный сосуд».
Квинтиллиан решительно высказывается за школьное обучение, предпочитая его домашнему. Преимуществом школьного обучения является то, что оно приучает учеников не смущаться и не бояться людей, свободно говорить перед большим числом слушателей, легко ориентироваться в различных жизненных положениях, умело общаться с другими. Школьная дружба, по его мнению, завязанная на общем учении, украшая жизнь, продолжается до старости.
Духовное образование он тесно связывает с играми, считая, что товарищей игр надо допускать с выбором, чтобы не испортить речи и нравственности ребенка.
Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления, стройности и последовательности мысли он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии), строить обучение, опираясь на теоретические наставления, подражание и упражнения. В особенности признавалось важным, чтобы основы знаний закладывались прочно, не спеша.
Квинтиллиан выдвигает следующие педагогические принципы школы:
обязательная нравственная основа в обучении будущего оратора, чтобы сделать детей честными и добрыми;
внимание к особенностям и силам, т. е. индивидуальности ученика;
соблюдение меры в похвале и порицании, решительное возражение против телесного наказания, оскорбляющего чувство чести, создающего рабские привычки и не помогающего обучению и др.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.