logo
ekzamen_po_pedagogike

5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.

Организация римского воспитания мало отличалась от гречес­кой, было больше порядка и определенности между школьными ступенями образования. Элементарное обучение, сообщавшее зна­ние грамоты, письма и счета, давалось в школе литератора, там строго следили за ясным произношением и хорошим пересказом. Когда ученик овладевал чтением, письмом и счетом (к 12 годам), он переходил к другому учителю, который назывался граммати­ком, и начинал основательно изучать греческий язык, читая преж­де всего Гомера. Подробно изучалась также грамматика римского языка, читались с объяснением отечественные поэты, делались раз­ные пояснения: исторические, географические, физические и аст­рономические. Следовательно, вместе с изучением языка грамма­тик сообщал и реальные познания. Впоследствии обучение оратор­скому искусству, в виду его важности, перешло к специальному учителю — оратору, или ритору, который учил, как строить речь, украшать стиль, пользоваться жестами и т.д., давал трудные прак­тические упражнения, чтобы усвоенные правила искусства приме­нялись на практике. Основательнее и глубже изучалась греческая и римская литература, греческая философия. Эти школы: литератора, грамматика и оратора представляли собой три последовательные ступе­ни образования, ведущие одна к другой: низшую, среднюю и высшую.

Дисциплина в низших и средних школах была строгая: палка и розга. Кроме усвоения знаний, в школах обращали внимание и на то, чтобы приучить учеников скромно держать себя и внушить им вкус к порядку и чистоте. Физическим развитием детей занима­лись исключительно дома, считая, что это долг родителей в инте­ресах государственной обороны. Поэтому, помимо школы, доста­точно занимались упражнениями в беге, плавании, прыжках, в играх с мячом, борьбе, езде верхом и фехтовании. Обучение платное.

Наиболее известным из римских педаго­гов был Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг н.э.)

Главные его труды- «Об образовании оратора», «О домашнем воспитании мальчика», «О риторическом обучении».

Цель воспитания- подготовить молодого чел-ка к исполнению гражданских обязанностей.

«Ребенок- драгоценный сосуд».

Квинтиллиан решительно высказывается за школьное обучение, предпочитая его домашнему. Преимуществом школьного обучения является то, что оно приуча­ет учеников не смущаться и не бояться людей, свободно говорить перед большим числом слушателей, легко ориентироваться в раз­личных жизненных положениях, умело общаться с другими. Школь­ная дружба, по его мнению, завязанная на общем учении, украшая жизнь, продолжается до старости.

Духовное образование он тесно связывает с играми, считая, что товарищей игр надо до­пускать с выбором, чтобы не испортить речи и нравственности ре­бенка.

Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления, стройности и последовательности мысли он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии), строить обучение, опираясь на теоретические наставления, подражание и упражнения. В особенности признавалось важным, чтобы основы знаний закладывались прочно, не спеша.

Квинтиллиан выдвигает следующие педагогические принципы школы: