3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
Воспитание в древней Месопотамии. Программа обучения была светской, а религиозное образование и спорт, по-видимому, не входили в систему школьных занятий. Нет также каких-либо указаний на обучение в школе иностранным языкам.
О программе школьного образования дают представление прежде всего гимны шумерского царя Шульги (2093—2046 до н.э.). Судя по гимнам Шульги, у шумеров идеалом образования считалось полное владение письмом, искусством певца и музыканта, умение выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам.
В школах изучали также «Законы Хаммурапи» — свод правил жизни и воспитания детей.
Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших.
Обучение было основано на бесконечных повторениях.
Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов к текстов. Использовался прием диалога-спора.
В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т. д.
Воспитание в древнем Египте.
Цель воспитания- формирование немногословного, стойкого к ударам судьбы человека.
Первые школы возникли на рубеже 3-2 тысячелетия до н.э. Обучение носило узко сословный хар-р, лишь принадлежность к привилегированным слоям давало образование высшего качества. Курс обучения был долог, сложен и стоил дорого. Обучение было индивидуальным, начиналось оно с того момента, когда ученик приходил первый раз, и завершалось для каждого в зависимости от его способностей, трудолюбия, прилежания и материальных возможностей.
Родители стремились сами обучать ребенка, т.е. воспитание было ориентировано на семейное воспитание (специализация обучения детей на основе профессии родителей).
Особое внимание уделялось нравственному воспитанию.
Воспитание в древней Индии.
Школьное воспитание в долине Инда возникло в начале 2 тысячелетия до н.э. Самый древний источник о воспитании детей- уранишады (8-7 вв. до н.э.)
Особенности воспитания определялись факторами:
Кастовый строй
Религиозная идеология (брахманизм, индуизм, буддизм и т.д.)
Кастовый строй определял особенности воспитания следующим образом: у высших каст (жрецы) ведущими качествами считались индивидуальные достоинства, воспитание чистоты и праведности; у кшатриев (цари, элита, воины)- сила, смелости и мужество; у вайшьев (кр-не, ремесленники и т.д.)- трудолюбие, терпение; у шудр (слуг и ремесленников)- покорность. Кастовость образования проявилась в особом порядке обряда инициации (уранаяна): для брахманов- срок для детей 8 лет; у кшатриев- 11 лет; у вайшьев- 12 лет. Высшие касты получали качественное образование.
Обучение в Древней Индии было основано на устной передаче знаний. Ученики воспринимали тексты на слух, разбирали и заучивали их. От них требовалось понимание текста. Новый урок давался учителем только после усвоения учеником предыдущего урока. Экзамены отсутствовали на всех этапах обучения.
В Древней Индии сформировался определенный взгляд на идеальное воспитание человека. Претендовать на такое воспитание могли лишь представители высших каст. Согласно этому воспитанию человек рожден для счастливой, насыщенной жизни, его воспитание вкл.:
Умственное развитие
Физическое совершенство
Нравственное воспитание
Формирование любви к природе, прекрасному
Самообладанию, сдержанности
Воспитание в древнем Китае.
Самым знаменитым из мудрецов древнего Китая был Конфуций (551г. до н.э. - 479 г. до н.э.)
Конфуций первостепенное значение придавал совершению традиционных обрядов, главным образом культу предков.
Основу обучения, согласно его представлениям, составляло чтение старинных книг: Книги песен, Книги истории, Книги перемен. Но речь шла не только о книжном знании — столь важным считалось воспитание, приобщение к мудрости предков через понимание их нравов, выраженных в традиции, ритуале и музыке. Старинные нормы помогают человеку приобщиться к нравственности и усовершенствовать свою природу, стать воистину «благородным человеком».
Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая его со способностями людей и их трудолюбием, а природные качества людей это лишь материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеального человека.
Общие черты в развитии воспитания:
Воспитание стало более жестким и авторитарным. Жесткость проявлялась в появлении физических телесных наказаниях.
Воспитание утратило свой единообразный хар-р, отрывалась от непосредственных интересов ребенка, ориентировалось на подготовку к взрослой жизни
Стало носить сословный хар-р
Наличие обряда инициации (обряд посвящения во взрослых)
Более ориентировалось на образование юношей
Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттикой с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями экомического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах.
Спартанская система воспитания.
Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина.
До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящимися темноты, не знающими своеволия и плача.
С 7-13 лет дети посещали агеллы- военизированные отряды. С 13 лет мальчики посещали го-ые школы. В гос-ых школах изучали военное искусство, проводили нравственные беседы, примерные сражения.
Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, который защищал его от холода и зноя, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу, Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.
Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к не многословию, четкости и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.
Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были также суровы и целеустремленны, как и мужчины.
Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Нагими девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели при исполнении разных обрядов вместе с юношами.
Афинская система воспитания.
Именно она до сих пор считается классической.
Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
До 7 лет воспитывали дома. Гос-во ставило одно условие- подготовить ребенка к получению образования в школе.
После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать школы (платные).
Мусическая школа делилась на школу грамматистов и школу кифаристов. В первой обучали читать, писать, считать. Во второй- музыке, искусству.
С 14 лет- школа борьбы- палестра. Там изучалось пятиборье (бег, борьба, диск, копье, плавание, прыжки), иногда кулачный бой.
Дальше продолжали образование лишь привилегированные сословия. Учились в гимнасиях (16-18 лет). Осн. занятия- гимнастика, изучали литературу, философию, политику.
Затем учились в эфебии (18-20 лет)- школа для юношей, где их обучали военному делу.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.