logo
ekzamen_po_pedagogike

3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.

Воспитание в древней Месопотамии. Программа обучения была светской, а религиозное образование и спорт, по-видимому, не входили в систему школьных занятий. Нет также каких-либо указаний на обучение в школе иностранным языкам.

О программе школьного образования дают представление прежде всего гимны шумерского царя Шульги (2093—2046 до н.э.). Судя по гимнам Шульги, у шумеров идеалом образования считалось полное владение письмом, искусством певца и музыканта, умение выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам.

В школах изучали также «Законы Хаммурапи» — свод правил жизни и воспитания детей.

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших.

Обучение было основано на бесконечных повторениях.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с уче­ником, разъяснение учителем трудных слов к текстов. Использовался прием диалога-спора.

В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетель­ству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т. д.

Воспитание в древнем Египте.

Цель воспитания- формирование немногословного, стойкого к ударам судьбы человека.

Первые школы возникли на рубеже 3-2 тысячелетия до н.э. Обучение носило узко сословный хар-р, лишь принадлежность к привилегированным слоям давало образование высшего качества. Курс обуче­ния был долог, сложен и стоил дорого. Обучение было индивиду­альным, начиналось оно с того момента, когда ученик приходил первый раз, и завершалось для каждого в зависимости от его спо­собностей, трудолюбия, прилежания и материальных возможностей.

Родители стремились сами обучать ребенка, т.е. воспитание было ориентировано на семейное воспитание (специализация обучения детей на основе профессии родителей).

Особое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Воспитание в древней Индии.

Школьное воспитание в долине Инда возникло в начале 2 тысячелетия до н.э. Самый древний источник о воспитании детей- уранишады (8-7 вв. до н.э.)

Особенности воспитания определялись факторами:

Кастовый строй определял особенности воспитания следующим образом: у высших каст (жрецы) ведущими качествами считались индивидуальные достоинства, воспитание чистоты и праведности; у кшатриев (цари, элита, воины)- сила, смелости и мужество; у вайшьев (кр-не, ремесленники и т.д.)- трудолюбие, терпение; у шудр (слуг и ремесленников)- покорность. Кастовость образования проявилась в особом порядке обряда инициации (уранаяна): для брахманов- срок для детей 8 лет; у кшатриев- 11 лет; у вайшьев- 12 лет. Высшие касты получали качественное образование.

Обучение в Древней Индии было основано на устной передаче знаний. Ученики воспринимали тексты на слух, разбирали и зау­чивали их. От них требовалось понимание текста. Новый урок да­вался учителем только после усвоения учеником предыдущего урока. Экзамены отсутствовали на всех этапах обучения.

В Древней Индии сформировался определенный взгляд на идеальное воспитание человека. Претендовать на такое воспитание могли лишь представители высших каст. Согласно этому воспитанию человек рожден для счастливой, насыщенной жизни, его воспитание вкл.:

Воспитание в древнем Китае.

Самым знаменитым из мудрецов древнего Китая был Конфуций (551г. до н.э. - 479 г. до н.э.)

Конфуций первостепенное значение придавал совершению традиционных обрядов, главным образом культу предков.

Основу обучения, согласно его представлениям, составляло чтение старинных книг: Книги песен, Книги истории, Книги перемен. Но речь шла не только о книжном знании — столь важным считалось воспитание, приобщение к мудрости предков через понимание их нравов, выраженных в традиции, ритуале и музыке. Старинные нормы помогают человеку приобщиться к нравственности и усовершенствовать свою природу, стать воистину «благородным человеком».

Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая его со способностями людей и их трудолюбием, а природные качества людей это лишь материал, из которого при правильном воспита­нии можно сформировать идеального человека.

Общие черты в развитии воспитания:

Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттикой с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями экомического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах.

Спартанская система воспитания.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносли­вого, мужественного воина.

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящи­мися темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7-13 лет дети посещали агеллы- военизированные отряды. С 13 лет мальчики посещали го-ые школы. В гос-ых школах изучали военное искусство, проводили нравственные беседы, примерные сражения.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобре­тались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, который защищал его от холода и зноя, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу, Ребятишек коротко стригли и приуча­ли ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к не многословию, четкости и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в мини­мальном объеме.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и непри­хотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были также суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Нагими девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели при исполнении разных обрядов вместе с юно­шами.

Афинская система воспитания.

Именно она до сих пор считается классической.

Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

До 7 лет воспитывали дома. Гос-во ставило одно условие- подготовить ребенка к получению образования в школе.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посе­щать школы (платные).