21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
Екатерина II стремилась упрочить государственную власть, предупредить антифеодальные выступления, поэтому она, с одной стороны, пытались расширить и укрепить дворянские привилегии, с другой стороны, обещала провести некоторые реформы, используя популярные идеи французских просветителей. Совокупность элементов этой политики получила название политики "просвещенного абсолютизма". В области образования эту политику реализовали И.И. Бецкой (1704-1795 гг.) и Ф.И. Янкович (1741-1814гг.).
Бецкой много лет провел во Франции, где знакомился с учреждениями просветительского характера. Своих теорий он не разрабатывал, но опирался на идеи Локка, Гельвеция, Руссо. Он разделял их мысль о том, что добрые и худые нравы каждого человека зависят от доброго или худого воспитания. Он представил императрице доклад под названием "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", который получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России "новую породу людей" из всех сословий путем организации закрытых воспитательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18 лет изолированно от окружающей жизни, чтобы не подвергаться "развращенному" влиянию простых людей.
Бецкой открыл новые образовательные учреждения для разных сословий: училище при Академии художеств (1764г.), такое же училище при Академии наук, Коммерческое училище для мальчиков (1772г.), Смольный институт благородных девиц в Петербурге (1764г., мещанское отделение в 1765г.). Среднее учебное заведение для девочек было открыто потому, что в обществе должно быть воспитано уважение к женщине как к матери и воспитательнице. Он надеялся, что в результате воспитания будут сформированы образованные, справедливые, гуманные люди, которые передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, а те - своим, и так постепенно изменится нравственность людей, а следовательно, улучшится общество.
Бецкой считал главным средством воспитания внушение "страха Божия" и положительные примеры. Он придавал большое значение физическому воспитанию, главным средством которого считал игры на чистом воздухе, категорически настаивал на запрещении телесных наказаний. Умственное воспитание должно быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться па детские склонности.
.Рост городов и увеличение городского населения заставляли правительство заняться делом организации школ для непривилегированного юродского населения. В 1782 году была создана в Петербурге Комиссия народных училищ - правительственно-бюрократический орган, в который были введены виднейшие деятели русской культуры того времени. Самым деятельным членом этой комиссии стал серб Федор Иванович Янкович. В 32 года он был первым директором народных училищ в Австрии, принял активное участие в проводимой реформе образования, по которой была создана школьная система - начальная школа, неполная средняя, средняя школа, институт. Каждое из этих звеньев давало в какой-то степени законченное образование, и каждое звено сцеплено со следующим. За участие в этой реформе Янкович был награжден дворянским званием (Янкович де Мириево). Екатерина II искала человека, который мог бы провести аналогичную реформу в России. Австрийский император Иосиф II по-соседски предложил ей Янковича. Он подходил потому, что знал славянский язык, был православной веры и участвовал в проведении школьной реформы.
Для школы, прежде всего, были нужны учителя и учебники. Первым делом Янкович создал в Петербурге учительскую семинарию с народным училищем при ней и стал ее директором. В семинарию направили лучших слушателей из духовных семинарий. Преподавали в ней молодые профессора из Петербургской Академии наук, например, племянник Ломоносова – Головин. Занятия без перерыва продолжались 2,5 года, и первый выпуск составил 100 учителей. Из семинарии выходили не просто образованные люди, а именно учителя: они впервые прошли специальную педагогическую подготовку, изучили математику, физику, естественную историю, черчение, рисование, русский язык, немецкий и латинский языки. Закону Божьему обучать не понадобилось, так как все студенты пришли из духовной семинарии. Когда закончился первый набор, тут же набрали 2, 3, 4, 5.... Заведуя учительской семинарией, Янкович одновременно начал работу над учебниками. Часть из них он перевел с немецкого языка, часть составил сам. Головин написал 5 учебников - по арифметике, геометрии, физике, механике и гражданской архитектуре. К подготовке учебника русского языка был привлечен ученик Ломоносова профессор Барсов. За 4 года выпустили 27 учебных книг, почти полный набор необходимых учебников. Учебники Янковича и его помощников прожили недолгую жизнь. Они были тяжеловаты, трудны для ребят, но у этих учебников было одно неоспоримое преимущество: они были.
По "уставу народных училищ Российской империи" в городах разрешалось открывать малые (с 2-летним курсом обучения) и главные (с 5- летним курсом обучения в составе 4-х классов, последний класс был двухгодичным) народные училища. Шесть учителей в главных училищах вели следующие предметы: чтение, письмо, счет, священную историю, чистописание, и рисование, арифметику, Евангелие, географию, русскую грамматику, геометрию, механику, физику, латынь, один иностранный язык. В Ярославле главное народное училище было открыто в 1786 году, наряду с еще 25 училищами в других губернских городах. Их открытие было приурочено к празднику коронации Екатерины II (22 сентября).
В уездных городах открывали малые народные училища, в которых 2 учителя вели предметы, изучавшиеся в первых двух классах главных училищ.
Учебная работа в училищах проводилась на основе принципов и методов, разработанных Янковичем совместно с русскими учеными. Был написан дидактический трактат "Руководство учителям народных училищ", в котором давались указания по всем вопросам учебно-воспитательной работы школы. Там были рекомендованы следующие методы обучения: индивидуальное или коллективное чтение совокупное наставление (объяснение учителем трудных мест в книге), составление таблиц, планов, тезисов, конспектов, опрос. Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, пониманию. Учитель должен быть благочестив, любить детей, терпелив и бодр: «Учитель не должен быть сонлив, угрюм, или, когда хвалить надобно детей, равнодушен…».
В руководстве" запрещались все виды наказаний, какие только можно придумать, чтобы не оставить и лазейки для любящих прибегать к ним учителей. Были отменены ремни, палки, плети, линейки, розги, пощечины, толчки, кулаки, драние за волосы, ставление на колени и драние за уши. Кроме того, запрещались все посрамления и честь трогающие устыжения, как-то: уши ослинные и названия скотины, осла и тому подобные". Более того, запрещено было вообще наказывать за слабоумие, худую память, природную неспособность, за недостатки душевные, как-то: робость, ветреность, не приметливость, если только она происходит не от нерадения или шалости.
Янкович ввел классно-урочную систему обучения. За 30 лет до него ее предлагал ввести Ломоносов, но это не произошло. До Янковича учитель занимался не с классом, а с каждым учеником в отдельности. Всякий зубрил свое задание. С введением этой формы обучения теоретически возможным стало всеобщее образование. Производительность труда учителя возрастала, обучение становилось дешевле и потому доступнее. Впервые в классной комнате вместо маленьких грифельных досок появилась одна, общая доска, на которой для всего класса учитель писал мелом. Впервые стали устраивать перед уроками правило: кто хочет отвечать, поднимает руку.
В народных училищах 2 раза в год должны были проводить испытания: в середине года - частные испытания в присутствии учителей других классов, а в конце года - публичные испытания в присутствии большого количества приглашенных и родителей, которые могли задавать свои вопросы.
На какие средства существовали училища? В основном на пожертвования.
Просветительская деятельность Н.И. Новикова (1744-1818гг.). Отец его был небогатым помещиком-дворянином. Начальное образование Новиков получил у деревенского дьячка, в подмосковном родовом поместье -Тихвинское-Авдотьино, среднее - в гимназии при Московском университете, по окончании которой вышел в военную службу (унтер-офицером Измайловского полка).
По окончании службы при Московском университете он берет на откуп захиревшую типографию Московского университета, в один год оборудует ее так, что она становится вровень с лучшими типографиями. Среди них много книг учебных и ученых, но много и любовных романов, нравоучительных, религиозных, книг по домоводству. Новиков приучал Россию читать. К том же ему нужна была прибыль: деньги он тут же пускал на расширение дела, на содержание сиротских домов, на выпуск менее доходных, но серьезных сочинений. Он один издавал почти 1/3 всех книг, выходивших в России во время его деятельности. Новиков ввел в педагогическую науку около 200 терминов.
Газету "Московские ведомости" прежде никто не читал, ее тираж был 600 экземпляров. Новиков берет ее в свои руки, и вот уже москвичи раскупают 4000 экземпляров газеты. Мастеровые подписываются на нее сообща: 1 грамотный, 4 неграмотных складывали деньги, и полученную газету грамотный читает товарищам вслух, в кружочке. Такую сцену наблюдал Карамзин. При газете "Московские ведомости" печатались различные приложения, в том числе бесплатное "Детское чтение для сердца и разума" - первый журнал для детей в стране. Здесь Новиков опубликовал свой замечательный педагогический труд "О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" (большая статья, в которой рассматриваются вопросы физического, нравственного и умственного воспитания).
Кроме выпуска сатирических журналов и книгоиздательской деятельности, Новиков создает так называемое Дружеское Ученое общество. Членов этого общества объединяла вера в просвещение и бескорыстие. Они делали пожертвования на просвещение.
Известно, что Екатерина II была нечужда журналистской деятельности и печатала свои статьи на темы просвещения. В своих сатирических журналах "Трутень", "Живописец", "Кошелек" Новиков вступаете ней в резкую печатную полемику. Он борется за такое просвещение, какое отстаивал Ломоносов, - за просвещение на благо человека и отечества. Он считал, что образование должно обогащать разум детей не только новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить. Руководствуясь идеей народности воспитания, он считал, что детям необходимо, прежде всего, изучать родной язык и словесность, историю и географию своей страны.
Полемика с императрицей, в которой просветитель выходил победителем не прошла для него бесследно. В 1722 г. по приказу Екатерины Новиков без суда был заключен в Шлиссельбургскую крепость, в казематах которой провел 4 года. Новый император Павел I знал книгоиздателя, освободил его и предложил вознаграждение за причиненный вред. Новиков попросил освободить восемь человек, которые были с ним в заключении. Его желание было выполнено, а сам просветитель прожил еще 29 лет в своем имении Авдотьино.
16. Пед-ая мысль и школа в период франц буржуазной революции 18в проекты Кондорсэ, Лепелетье.
В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация.
Народ был главным действующим лицом революции, ее движущей силой. Народ вынес на своих плечах всю тяжесть борьбы с феодальной контрреволюцией, он двигал революцию вперед; творческое участие народных масс в революции сказывалось во всем, в том числе и в области народного образования. Народные массы были заинтересованы в организации просвещения, они тянулись к знаниям. В продолжение многих столетий феодалы и духовенство держали народ в темноте и невежестве. Еще в 1790 году 53% мужчин и 73% женщин во Франции были неграмотны.
Вопросы школьного строительства на новых основах вызывали всеобщий интерес. На выдвигаемые в этой области проекты и предположения прямое воздействие оказывали идеи французских просветителей (Руссо в особенности) и французских материалистов (Гельвеции, Дидро). Вокруг проектов реорганизации народного образования шла острая классовая борьба
Наиболее прогрессивными проектами по реорганизации народного образования, созданными во время буржуазной французской революции, были проекты Кондорсе и Лепелетье.
Проект Кондорсе.
Кондорсе провозгласил, что образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; преподавание религии должно быть отменено.
Кондорсе предлагал следующую школьную систему:
1) Первичная (начальная) школа с четырехлетним курсом. В нее обязаны поступать все мальчики и девочки без различия сословий и профессии родителей. Эти школы открываются во всех местах с населением в 400 человек. Программа обучения: чтение, письмо, элементарные сведения по грамматике и арифметике, начатки геометрии, знакомство с сельским хозяйством и ремеслами, с общим состоянием производства в стране. Кроме того, в них изучаются основы общественного строя и морали.
2) Школа второй ступени (вторичная) с трехлетним курсом. В нее поступают оканчивающие первичную школу. Вторичная школа открывается в каждом городе или округе, насчитывающем не менее 4000 жителей. Программа обучения: математика, естествознание, элементарные сведения по торговле, принципы морали и обществоведение.
3) Институты — учебные заведения с пятилетним курсом, где завершается среднее образование и молодежь получает некоторую профессиональную подготовку для непосредственного участия в жизни. Кондорсе предлагал открыть лишь 110 институтов на всю страну, т. е. этот вид образования оставался фактически недоступным для народа. В институтах, по мнению Кондорсе, изучают науки, полезные каждому человеку и гражданину вне зависимости от профессии, и определенные профессиональные знания по сельскому хозяйству, по механике, военному делу, медицинские сведения.
4) Лицеи — высшие учебные заведения (одиннадцать на всю Францию) — учреждаются взамен схоластических университетов, являвшихся оплотом феодальной реакции для избранных, для верхушки буржуазного общества.
Таким образом, Кондорсе выдвигал в своем проекте идею единой светской школы, в которой все школьные ступени взаимосвязаны друг с другом административно и программно.
Проект Кондорсе был в целом прогрессивен, но в ряде его положений отражены не интересы парода, а интересы восходящей буржуазии.
Проект Лепелетье.
В проекте Лепелетьева было выражено желание установить подлинную общедоступность школы и всемерно прийти на помощь «гражданам-пролетариям, единственное достояние которых заключается в труде».
Лепелетье, горячий последователь французских просветителей, отстаивал решающую роль воспитания в деле создания нового человека. С этой целью он предлагал организовать дома национального воспитания, которые содержатся на средства государства, в них получают подготовку все дети: мальчики с 5 до 12 лет и девочки с 5 до 11 лет. Эти «дома» с контингентом до 600 детей должны организовываться по одному на район в городах и по одному на кантон деревнях. Следуя за Руссо, Лепелетье считал, что помещенные в интернатах дети будут изолироваться от нежелательного влияния среды. «Дома» могут быть размещены в конфискованных дворянских замках и зданиях монастырей. Одним из источником для их содержания должен быть прогрессивный подоходный налоги, тогда «дети бедных будут воспитываться за счет богатых». Кроме того, производительный труд самих детей будет дополнительным источником средств на содержание «домов».
В «домах национального воспитания» должно быть обращено внимание на физическое воспитание детей, но не следует все ограничивать только гимнастическими упражнениями, необходимо планомерно организовать физический труд на полях и в специальных мастерских. Работа закаляет тело, укрепляет мышцы и, самое главное, воспитывает «благоприятную привычку к труду».
Лепелетье выдвигал и широкую программу умственного образования: в «домах» должны изучаться письмо, счет, элементы геометрии, мораль, общественное устройство (изучение «Декларации прав человека и гражданина»), рассказы из истории свободных народов и французской революции, основы сельского хозяйства и домоводства.
17. Пед-ий подвиг И. Песталоцци; его гуманистическая теория образования и воспит-я.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.
Образование Песталоцци получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления — коллегиуме — на филологическом и философском отделениях, где под влиянием французских просветителей развивались передовые, демократические идеи.
Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Ней-гоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Он хочет жить рядом с крестьянами, помогать им, показывая образец в ведении дел, намеривается соединить с земледелием торговлю с\х продуктами крестьян. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.
В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.
Однако дело, начатое Песталоцци быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.
В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда»(1781—1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.
В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда и городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное.
Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом,
На заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания.
В связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт.
Песталоцци с 1799 года начинает проводить экспериментальную работу в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе.
Пед-ая система И.Г. Песталоцци.
Главная цель всей педагогической системы И.Г. Песталоцци -гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребенка. Для этого воспитание должно находиться в согласии с природой (Песталоцци совершенствует принцип природосообразности, под которым понимает учет возрастных особенностей ребенка) и начинаться в семье, которая закладывает основы всего дальнейшего воспитания и образования. Для этого необходимо развивать умственные, физические и нравственные способности ребенка.
Для реализации задачи умственного развития Песталоцци разработал систему элементарного образования. Сущность данной системы заключается в том, что все обучение необходимо начинать с простейших элементов. Таких он выделяет три: число, слово, форма. Следовательно, необходимо учить детей простому счету (по единице), произнесению звуков, рисованию отрезков, линий, дуг, развивать в детях наблюдательность (как необходимую основу чувственного восприятия), умение измерять, вырабатывать логическое мышление. Итогом умственного развития будет являться накопление определенного запаса знаний у ребенка и развитие всех его умственных способностей.
Физическое воспитание (задачей которого является развитие и укрепление физических сил и возможностей) должно начинаться с простейших движений в самом раннем (грудном) возрасте. Затем следует переходить к различным спортивным играм, использовать разнообразные упражнения, походы, экскурсии. Физическое воспитание является основой и для трудового воспитания.
Задача трудового воспитания заключается в подготовке детей к труду в производстве. Для этого необходимо знакомить детей с работой на различных станках, привлекать их к участию в производстве. Основой трудового обучения будут являться также простейшие действия: бросать, носить, толкать и т.п.
Нравственное воспитание, чьей задачей является воспитание деятельностной любви к людям, должно начинаться в семье, прежде всего, через любовь матери. В детях необходимо развивать нравственные чувства, умения, сознание и убеждение. Причем, по убеждению Песталоцци, для этого более подходят не нравственные проповеди и красноречивые наставления, а упражнения в нравственных поступках, требующих самоограничения.
Песталоцци также определяет основные принципы, на которых должно строиться обучение и воспитание ребенка. К ним относятся:
- постепенность (обучение начинается с самого легкого и переходит к более трудному);
- последовательность (связь нового материала с ранее усвоенным, хорошо знакомым материалом);
- наглядность (ребенок должен уметь наблюдать и использовать вес своп органы чувств, чтобы лучше изучить материал);
- самодеятельность (обучение должно развивать в ребенке самостоятельность, приучать его помогать себе во всем самому).
Исходя из последнего принципа, необходимо сказать и о том, что Песталоцци является сторонником развивающего обучения.
И.Г. Песталоцци является ярким представителем гуманистической направления в педагогике. Он заложил основы начального образования и , воспитания, которые были потом реализованы в XVIII веке. Его теория элементарного образования и развивающего обучения была направлена на воспитание, прежде всего, крестьянских детей и способствовала эффективному их обучению, основываясь на их возрастных особенностях. Основой нравственного воспитания должны стать упражнения в нравственном поведении, которые позволяют воспитать настоящую, деятельностную любовь к людям. Песталоцци также заложил основы экспериментальной педагогики.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.