История педагогики и образования как область научного знания.
Первые работы появились в 16 в- «Историческая энциклопедия» Мархофа, кт вкл в себя сведенья по истории пед-ки; К.Флери «О выборе и методе учебных занятий»; первая работа по истории пед-ки Мангельсдорфа «Опыт изложения того, что в течении тысячелетий делалось в обл воспит-я»-1779г. В России история образования идет с 18в. В это вр переводятся труды Дж. Локка, Эразма, Роттердамского, Каменского. Только в 60-е гг 19в появилось первое учебное пособие по ист-ии пед-ки, автором явл Л.Н. Мадзалевский- «Очерк в истории воспит-я и обучения с древнейших времен и до наших дней».
История образования и пед-ой мысли в совр понимании это раздел пед-ой науки, изучающий развитие образоват-ой практики и пед-го знания (теории) на разных истор-х этапах.
Предметом в истории пед-ки явл процесс изучения науки, процесс развития практики воспит-я, обучения и образования в различных истор-х этапах.
Основные задачи истории пед-ки:
История пед-ки занимается вопр-и в истории школы, воспит-я, образования, обучения, кроме этого направлений и течений в истории пед-ки, крупных теорий и принципов.
Изучает проблемы взаимосвязи, взаимодействия пед-ки с др общест-ми институтами, явлениями, науками и т.д.
2. Среди источников гл место занимают:
- архивные материалы
- археологические материалы (глиняные таблички)
- памятники древней письменности (летописи, «Слово о полку Игореве», «Поучение детям»)
- этнографические материалы
- сочинения выдающихся педагогов (Каменского, Ушинского, Руссо, Локка, Песталоцци, з-ны Аристотеля)
- опубликованные официальные материалы (з-ны, проекты, доклады, записки, научная лит-ра)
- учебники и учебные пособия.
Методы работы с источниками по Успенскому
Методы поиска и сбора информ (археологические материалы)
Методы обработки информ (сравнения, ранжирование)
Методы анализа информ (синтез, анализ, моделирование, критика).
3. Периодизация – это опред-е периодов.
А) Концепция П.Ф. Каптерева. Конец 19в нач 20в.
Анализирует общий ход русского образования. Выделил 2 важных обществ-х учреждения: гос-во и церковь. Также выделил 3 периода:
«церковно-религиозная педагогия» до Петра Великого
Гос-ая педагогия, длился до эпохи освобождения крестьян (1861)
Обществ-я педагогия
Данная периодизация основана на принципе влияния того или иного института на процесс образования и воспит-я.
Б) Концепция Хофмана. 70-е гг. 20 столетия.
Выделили 3 периода:
Донаучный период – в его рамках происходит накопление пед-го опыта. Относится 3 истор-х этапа:
- первобытная эпоха
- древний мир
- средние века
Промежуточный период – в его рамках формир концепции, теории, кт явл рез-ом осмысления, обобщения опыта накопленного в предыдущем периоде с позднего средневековья, возрождение, новое время.
Научный – новейшее время.
Данная периодизация основана на принципе научности.
В) Концепция советских ученых (Равкин, Константинов, Медынский).
Сов-ие ученые в истории образования выделяли 3 раздела:
- история зарубежной пед-ки
- история отечественной дореволюционной пед-ки
- история советской пед-ки
В основу самой периодизации был положен принцип влияния той или иной обществ-эконом формации Маркса и Энгельса. Выделялось:
Воспит-е в первобытнообщинном строе
Рабовладельческий строй
Феодальный
Эпоха капитализма
Социалистический строй
Данная периодизация носила идеологический хар-р.
Г) Концепция совр-х исследователей (Пискунов, Джуринский).
Данные исследователи предполагают рассматривать развитие воспит-я, образования в разных странах в каждом истор-м периоде:
Эпоха первобытного об-ва
Др. мир и античность
Эпоха средневековья и возрождения
Эпоха нового вр.
Новейшее вр.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.