logo
ekzamen_po_pedagogike

История педагогики и образования как область научного знания.

Первые работы появились в 16 в- «Историческая энциклопедия» Мархофа, кт вкл в себя сведенья по истории пед-ки; К.Флери «О выборе и методе учебных занятий»; первая работа по истории пед-ки Мангельсдорфа «Опыт изложения того, что в течении тысячелетий делалось в обл воспит-я»-1779г. В России история образования идет с 18в. В это вр переводятся труды Дж. Локка, Эразма, Роттердамского, Каменского. Только в 60-е гг 19в появилось первое учебное пособие по ист-ии пед-ки, автором явл Л.Н. Мадзалевский- «Очерк в истории воспит-я и обучения с древнейших времен и до наших дней».

История образования и пед-ой мысли в совр понимании это раздел пед-ой науки, изучающий развитие образоват-ой практики и пед-го знания (теории) на разных истор-х этапах.

Предметом в истории пед-ки явл процесс изучения науки, процесс развития практики воспит-я, обучения и образования в различных истор-х этапах.

Основные задачи истории пед-ки:

2. Среди источников гл место занимают:

- архивные материалы

- археологические материалы (глиняные таблички)

- памятники древней письменности (летописи, «Слово о полку Игореве», «Поучение детям»)

- этнографические материалы

- сочинения выдающихся педагогов (Каменского, Ушинского, Руссо, Локка, Песталоцци, з-ны Аристотеля)

- опубликованные официальные материалы (з-ны, проекты, доклады, записки, научная лит-ра)

- учебники и учебные пособия.

Методы работы с источниками по Успенскому

3. Периодизация – это опред-е периодов.

А) Концепция П.Ф. Каптерева. Конец 19в нач 20в.

Анализирует общий ход русского образования. Выделил 2 важных обществ-х учреждения: гос-во и церковь. Также выделил 3 периода:

Данная периодизация основана на принципе влияния того или иного института на процесс образования и воспит-я.

Б) Концепция Хофмана. 70-е гг. 20 столетия.

Выделили 3 периода:

- первобытная эпоха

- древний мир

- средние века

Данная периодизация основана на принципе научности.

В) Концепция советских ученых (Равкин, Константинов, Медынский).

Сов-ие ученые в истории образования выделяли 3 раздела:

- история зарубежной пед-ки

- история отечественной дореволюционной пед-ки

- история советской пед-ки

В основу самой периодизации был положен принцип влияния той или иной обществ-эконом формации Маркса и Энгельса. Выделялось:

Данная периодизация носила идеологический хар-р.

Г) Концепция совр-х исследователей (Пискунов, Джуринский).

Данные исследователи предполагают рассматривать развитие воспит-я, образования в разных странах в каждом истор-м периоде: