Работа с терминологией и отдельными элементами текста учебника.
Первоочередной и не легкой задачей учителя является обучение школьников самостоятельно усваивать и осмысливать содержание авторского текста учебника.
Важное место в формировании у учащихся способности к сознательному усвоению текста занимает работа с терминологией. Только разъяснения термина и записи его на доске недостаточно для прочного и сознательного усвоения. Полезно поручать учащимся найти в учебнике термин и его объяснение. Такое чтение приучает школьников обращать внимание на терминологию и при выполнении домашних заданий.
В ряде учебников помещены словарики терминов с указанием параграфов, в которых дано объяснение и которым учитель обращает учащихся при повторной встрече с термином. Полезно вести тетрадь или выделить страницы для объяснения терминов.
Элементы повествовательного и описательного характера (факты, даты, имена, историко - географические описания) школьники выделяют без труда. Труднее научить их фиксировать при чтении и слушании внимание на элементах, требующих известных усилий для осмысления и запоминания - определении понятий, причинно - следственных связей, при общих выводах, обоснованиях.
Действенным приемом является привлечение учителем в ходе изложения материала отдельных элементов из текста учебника. На которых он хочет сосредоточить внимание и мышление учащихся. к моменту формулирования заключительного вывода по теме учащиеся уже утомлены и учитель может предложить им открыть нужную страницу учебника, найти вывод и прочитать его вслух, а остальные следят по тексту. Такое переключение внимания обеспечивает лучшее усвоение и запоминание на уроке, указывает на что при выполнении домашнего задания необходимо обратить особое внимание. Так же учитель поступает и применительно к определению, раскрытию причинно - следственных связей, закономерностей. Оценке явления, т. е. тому, что трудно усваивается.
Формы привлечения учебника в ходе устного изложения различны:
- первоначально учитель прямо указывает абзац или строчки, которые следует прочесть;
- в дальнейшем он указывает только страницы, а учащиеся сами должны найти в тексте нужный элемент;
- более высокой формой этого приема является поручение ученикам самим сформулировать вывод, определение, а затем его сопоставить с формулировкой в учебнике - это готовит учащихся к выполнению проблемных заданий.
- Тема: Предмет и задачи методики обучения предметам общественного цикла.
- Тема: Задачи и содержание курса истории и москвоведения в начальных классах
- Тема: Методы и приемы обучения
- Наглядный метод обучения.
- Вещественные памятники прошлого и изобразительные наглядные средства.
- Методика работы с учебной картиной.
- Условнографическая наглядность.
- Тема: Формы и типы организации процесса обучения истории и москвоведения в начальной школе.
- Урок проверки и учета знаний.
- Тема: Структура исторического знания и методика его представления в начальной школе.
- Тема: Формирование пространственно - временных представлений у младших школьников.
- Формирование временных представлений.
- Формирование пространственных представлений у младших школьников.
- 2)Уметь: узнавать и называть на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; находить на карте знаки по легенде.
- Тема: Методика формирования исторических представлений и работа над понятиями в начальной школе
- Исторические источники.
- Формирование исторических представлений.
- Методика формирования исторических представлений.
- Методика работы над историческими понятиями.
- Тема: работа с учебником, иллюстрациями, рабочей тетрадью
- Первоначальное ознакомление учащихся с учебником.
- Работа с терминологией и отдельными элементами текста учебника.
- Объяснительное чтение учебника.
- Работа с документами, помещенными в учебниках.
- Использование вопросов и заданий в учебнике.
- Организация, формы, приемы проверки.
- Формы проверки:
- Оценка, отметка и комментирование учителем результатов обучения.