logo
МПО лекции

Работа с терминологией и отдельными элементами текста учебника.

Первоочередной и не легкой задачей учителя является обучение школьников самостоятельно усваивать и осмысливать содержание авторского текста учебника.

Важное место в формировании у учащихся способности к сознательному усвоению текста занимает работа с терминологией. Только разъяснения термина и записи его на доске недостаточно для прочного и сознательного усвоения. Полезно поручать учащимся найти в учебнике термин и его объяснение. Такое чтение приучает школьников обращать внимание на терминологию и при выполнении домашних заданий.

В ряде учебников помещены словарики терминов с указанием параграфов, в которых дано объяснение и которым учитель обращает учащихся при повторной встрече с термином. Полезно вести тетрадь или выделить страницы для объяснения терминов.

Элементы повествовательного и описательного характера (факты, даты, имена, историко - географические описания) школьники выделяют без труда. Труднее научить их фиксировать при чтении и слушании внимание на элементах, требующих известных усилий для осмысления и запоминания - определении понятий, причинно - следственных связей, при общих выводах, обоснованиях.

Действенным приемом является привлечение учителем в ходе изложения материала отдельных элементов из текста учебника. На которых он хочет сосредоточить внимание и мышление учащихся. к моменту формулирования заключительного вывода по теме учащиеся уже утомлены и учитель может предложить им открыть нужную страницу учебника, найти вывод и прочитать его вслух, а остальные следят по тексту. Такое переключение внимания обеспечивает лучшее усвоение и запоминание на уроке, указывает на что при выполнении домашнего задания необходимо обратить особое внимание. Так же учитель поступает и применительно к определению, раскрытию причинно - следственных связей, закономерностей. Оценке явления, т. е. тому, что трудно усваивается.

Формы привлечения учебника в ходе устного изложения различны:

- первоначально учитель прямо указывает абзац или строчки, которые следует прочесть;

- в дальнейшем он указывает только страницы, а учащиеся сами должны найти в тексте нужный элемент;

- более высокой формой этого приема является поручение ученикам самим сформулировать вывод, определение, а затем его сопоставить с формулировкой в учебнике - это готовит учащихся к выполнению проблемных заданий.