logo
МПО лекции

2)Уметь: узнавать и называть на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; находить на карте знаки по легенде.

Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Картосхемы воссоздают схематически какое - либо событие или явление. Например: “Бородинская битва 1812 г.”, “Москва в ХУ11 в.”. Могут быть самодельные картосхемы краеведческого характера.

В начальной школе широко используется условно - графическая наглядность - схемы и схематический рисунок. Они используются для формирования локальных представлений, выявления сущности и связи исторических событий, их динамики.

Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий. Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило это простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений, типичных сцен хозяйственной деятельности. При помощи схематического рисунка учитель раскрывает явления в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд.

Для создания у учащихся образа целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. Аппликация - это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представлений различных общественных групп. Аппликации могут быть рельефные (одежда) и плоскими. Аппликации применяются преимущественно в начальной школе. Например, при изучении возвышения Москвы, Красной площади, Кремля и др. (москвоведение) используются динамические схематические рисунки и аппликации с изображениями памятников Красной площади и Кремля, которые по ходу объяснения вывешиваются на доску.

Для прочного закрепления работы с картой, картосхемой, схематическим рисунком можно использовать следующие картографические игры:

1.Игра “Молчанка”. Один ученик молча показывает объект на карте, другой выходит к доске и пишет название объекта.

2.Задание: “Расположи с запада на восток и с севера на юг...” объекты на бумаге. (С севера на юг: Новгород, Москва, Рязань).

3.Игра “Четвертый лишний”.

А)Найдите лишнее слово: Китай город, Белый город, Замоскворечье, Земляной вал.

Б)Найдите лишнее изображение исторического памятника: Архангельский собор, Успенский собор, Благовещенский собор, Покровский собор.

4.Кроссворды, чайнворды.