2)Уметь: узнавать и называть на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; находить на карте знаки по легенде.
Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Картосхемы воссоздают схематически какое - либо событие или явление. Например: “Бородинская битва 1812 г.”, “Москва в ХУ11 в.”. Могут быть самодельные картосхемы краеведческого характера.
В начальной школе широко используется условно - графическая наглядность - схемы и схематический рисунок. Они используются для формирования локальных представлений, выявления сущности и связи исторических событий, их динамики.
Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий. Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило это простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений, типичных сцен хозяйственной деятельности. При помощи схематического рисунка учитель раскрывает явления в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд.
Для создания у учащихся образа целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. Аппликация - это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представлений различных общественных групп. Аппликации могут быть рельефные (одежда) и плоскими. Аппликации применяются преимущественно в начальной школе. Например, при изучении возвышения Москвы, Красной площади, Кремля и др. (москвоведение) используются динамические схематические рисунки и аппликации с изображениями памятников Красной площади и Кремля, которые по ходу объяснения вывешиваются на доску.
Для прочного закрепления работы с картой, картосхемой, схематическим рисунком можно использовать следующие картографические игры:
1.Игра “Молчанка”. Один ученик молча показывает объект на карте, другой выходит к доске и пишет название объекта.
2.Задание: “Расположи с запада на восток и с севера на юг...” объекты на бумаге. (С севера на юг: Новгород, Москва, Рязань).
3.Игра “Четвертый лишний”.
А)Найдите лишнее слово: Китай город, Белый город, Замоскворечье, Земляной вал.
Б)Найдите лишнее изображение исторического памятника: Архангельский собор, Успенский собор, Благовещенский собор, Покровский собор.
4.Кроссворды, чайнворды.
- Тема: Предмет и задачи методики обучения предметам общественного цикла.
- Тема: Задачи и содержание курса истории и москвоведения в начальных классах
- Тема: Методы и приемы обучения
- Наглядный метод обучения.
- Вещественные памятники прошлого и изобразительные наглядные средства.
- Методика работы с учебной картиной.
- Условнографическая наглядность.
- Тема: Формы и типы организации процесса обучения истории и москвоведения в начальной школе.
- Урок проверки и учета знаний.
- Тема: Структура исторического знания и методика его представления в начальной школе.
- Тема: Формирование пространственно - временных представлений у младших школьников.
- Формирование временных представлений.
- Формирование пространственных представлений у младших школьников.
- 2)Уметь: узнавать и называть на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; находить на карте знаки по легенде.
- Тема: Методика формирования исторических представлений и работа над понятиями в начальной школе
- Исторические источники.
- Формирование исторических представлений.
- Методика формирования исторических представлений.
- Методика работы над историческими понятиями.
- Тема: работа с учебником, иллюстрациями, рабочей тетрадью
- Первоначальное ознакомление учащихся с учебником.
- Работа с терминологией и отдельными элементами текста учебника.
- Объяснительное чтение учебника.
- Работа с документами, помещенными в учебниках.
- Использование вопросов и заданий в учебнике.
- Организация, формы, приемы проверки.
- Формы проверки:
- Оценка, отметка и комментирование учителем результатов обучения.