logo
МПО лекции

Использование вопросов и заданий в учебнике.

Основная задача вопросов и заданий - помочь учащимся сознательно и глубоко усваивать содержание курса, а учителю - руководить учебной деятельностью школьников.

Одни вопросы и задания предусматривают воспроизведение материала, другие - на самостоятельное мышление и его развитие.

Учащиеся обращаются к вопросам и заданиям при условии, если учитель стимулирует и организует работу с ними.

Иллюстрации в учебнике - одна из основных форм наглядности в обучении общественных дисциплин. Вместе с текстом они раскрывают содержание курса истории, но делают это средствами образной и знаковой наглядности. Необходима систематическая работа по прочтению иллюстраций и выработке у школьников умения читать их самостоятельно.

Иллюстрации учебника разнообразны:

- схематические изображения орудий труда,

- рисунки оружия и предметов быта,

- изображения архитектурных памятников,

- репродукции произведений искусства.

- сюжетные и бытовые композиции,

- портреты,

- карикатуры,

- документальные фотоснимки.

Одни иллюстрации являются наглядным материалом к объяснению учителя ( ). Другие - для анализа, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления (

). Третьи - для формирования у учащихся точных и четких представлений об историческом факте ( изображение орудий труда, оружия и т. д. ). Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические периоды, позволяют проследить их в развитии (Кремль в Х11, Х1У, ХУ веках) и увидеть изменения за этот период.

Одни иллюстрации имеют краткую подпись, другие - развернутые комментарии, пояснения, третьи - задания.

Новые иллюстрации должны быть первоначально проанализированы на уроке под руководством учителя. Школьники должны сознавать, что иллюстрации воспроизводят не историческую действительность, а представления людей.

При анализе иллюстраций учитель задает вопросы, дает указания, помогает связать иллюстрации с авторским текстом и документами, организует сопоставление иллюстраций друг с другом, включает работу с иллюстрациями в домашнее задание.

При всем значении иллюстраций в учебнике недопустимо ограничить ими наглядность в обучении. Использование их должно совмещаться с демонстрацией картин, фильмов, диапозитивов. Видео, экскурсиями. Работа с иллюстрациями подготавливает учащихся к усвоению содержания других пособий и способствует более глубокому его осмыслению и закреплению в памяти.

Рабочая тетрадь предназначена для закрепления полученных теоретических знаний и организации самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь содержит:

- отрывки из историко - художественной литературы, дополняющие материал учебника яркими, образными приемами (стр. 14 из летописи, стр. 28 - 30 - д.И. Тихомиров) Саплина Е.В.;

- тесты (стр. 12);

- игры и творчески развивающие задания ( стр. 17) и др.

тема: Проверка и оценка результатов обучения.

Проверка и оценка результатов обучения - сложная методическая проблема особенно для начинающего учителя.

Задачи проверки и оценки:

1.пополнение, углубление, закрепление, систематизация и обобщение знаний, подготовка учащихся к усвоению новых знаний, формирования умений и навыков, взглядов и убеждений;

2.развитие речи и мышления учащихся, стимулирует их работу, развивает их познавательные возможности, приучение к добросовестной и регулярной работе;

3.установление активного общения учащихся с учителем и между собой;

4.выяснение для учителя прочности и сознательности усвоения программного материала и эффективности методических приемов.

Содержание проверки определяется программными требованиями по курсу истории и москвоведения, в соответствии с которыми оцениваются в комплексе ЗНАНИЯ, РАЗВИТИЕ и ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Проверка знаний по определенной теме предполагает проверку ряда умений и навыков:

пересказа (описание или повествование),

прослеживать последовательность события или явления;

раскрывать содержание определенных понятий;

давать оценку событиям или явлениям;

запоминать имена, названия, даты;

знать карту, разобрать план, схему, таблицу.

Различный по характеру материал требует дифференцированного подхода при проверке знаний на прочность. При первоначальной проверке учитель требует знаний опорных и второстепенных фактов. При отсроченной проверке - обязательного твердого запоминания опорных фактов с соотнесением их во времени и пространстве, с именами и характеристикой крупнейших деятелей.

Т.О. задачи и содержание проверки показывают, что они выполняют функцию не только контроля и оценки, но и являются определенным этапом в обучении истории:

а) в усвоении знаний,

б) в развитии познавательных способностей,

в) в формировании нравственных ценностей