Методика формирования исторических представлений.
На основе изучаемых фактов в сознании учащихся формируются конкретные представления, складывается определенная система понятий. Ученые выделяют три вида исторических представлений:
1)представления о фактах прошлого (материальная, социально - политическая, историко - культурная жизнь людей и др.)
2)об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений);
3)об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).
В работе по формированию представлений необходимо использовать приемы, направленные на активное восприятие учащимися образов исторических явлений. Источником формирования исторических представлений учащихся служат изобразительные, а отчасти схематические наглядные пособия, повествовательные и описательные элементы рассказа учителя, текста учебника и исторических документов, художественная литература. При словесном изложении материала образность достигается приемами картинного описания и сюжетного рассказа с яркими деталями исторической обстановки, быта, одежды, внешнего облика людей, их орудий труда, оружия и т. д., почерпнутыми из исторических документов, научно - популярной и художественной литературы, с опорой на сохранившиеся в памяти учащихся представлении. К действенным приемам, способствующим формированию ярких образов при устном изложении, относится прием персонификации, или олицетворения (о занятиях москвичей - лавка гончара). Персонификация может быть дополнена приемом драматизации (введение в рассказ прямой речи и диалога: Дмитрия Донского с Боброком, Александром Невским и новгородцами). Полезным приемом является прием мысленного путешествия в древность с использованием наглядных пособий (.путешествие в торговые ряды посада).
К приемам изложения относится использование в рассказах ярких образов, интересных и характерных деталей, почерпнутых в художественной литературе и исторических документах. Например: выдержки из летописей.
Большое значение имеет сочетание слова и образа, создаваемые соединением словесного изложения с наглядным пособием.
Для формирования представлений большое значение имеет не только восприятие, но и воспроизведение учащимися исторических образов, как в словесно - письменной форме, так и в изобразительной - рисунке, лепке (День русского мальчика в ХУ1 веке - описать и нарисовать один из моментов жизни).
Интерес к увиденному и услышанному мобилизует внимание учеников, помогает им выделить и запомнить важные детали. В формировании представлений участвуют не только память, чувства и фантазия, но и мыслительная деятельность школьников. Деятельность эту учитель должен направлять, т.е. не просто демонстрировать картину, вести рассказ, читать документ, а подчеркивать интонацией самые важные моменты в рассказе, вместе с учащимися анализировать картину, вычленяя в ней наиболее существенные элементы, обращать внимание на те или иные моменты в документе и т. п.
Этапы деятельности учителя по формированию исторических представлений:
1.Отбор фактов для создания системы представлений об определенном историческом событии. Отбирается один основной и 2-3 опорных образа для усвоения сути явления, периода и создания базы усвоения связей.
2.Подбор или выполнение наглядности для создания образов, адекватных эпохи.
3.Отбор методов и приемов изложения фактов.
4.Использование цифрового материала и соотнесение его с опытом учащихся (высота сооружений в сравнении с многоэтажными домами, ширина - размеры классной комнаты, вес - с весом учащихся и т.д.)
5.Воспроизведение учащимися усвоенного материала.
- Тема: Предмет и задачи методики обучения предметам общественного цикла.
- Тема: Задачи и содержание курса истории и москвоведения в начальных классах
- Тема: Методы и приемы обучения
- Наглядный метод обучения.
- Вещественные памятники прошлого и изобразительные наглядные средства.
- Методика работы с учебной картиной.
- Условнографическая наглядность.
- Тема: Формы и типы организации процесса обучения истории и москвоведения в начальной школе.
- Урок проверки и учета знаний.
- Тема: Структура исторического знания и методика его представления в начальной школе.
- Тема: Формирование пространственно - временных представлений у младших школьников.
- Формирование временных представлений.
- Формирование пространственных представлений у младших школьников.
- 2)Уметь: узнавать и называть на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; находить на карте знаки по легенде.
- Тема: Методика формирования исторических представлений и работа над понятиями в начальной школе
- Исторические источники.
- Формирование исторических представлений.
- Методика формирования исторических представлений.
- Методика работы над историческими понятиями.
- Тема: работа с учебником, иллюстрациями, рабочей тетрадью
- Первоначальное ознакомление учащихся с учебником.
- Работа с терминологией и отдельными элементами текста учебника.
- Объяснительное чтение учебника.
- Работа с документами, помещенными в учебниках.
- Использование вопросов и заданий в учебнике.
- Организация, формы, приемы проверки.
- Формы проверки:
- Оценка, отметка и комментирование учителем результатов обучения.