logo
МПО лекции

Тема: Формы и типы организации процесса обучения истории и москвоведения в начальной школе.

В дидактике существует различный подход к классификации уроков. Одни авторы осуществляют ее по основным дидактическим целям и выделяют следующие типы уроков: вводные, уроки овладения новыми знаниями, закрепления знаний, повторительно - обобщающие и учетно - проверочные уроки и т.д. Другие авторы принимают за основание для классификации особенности используемых на них методических средств и преобладающий метод проведения урока: уроки - беседы, кино, видеоуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

В современной педагогической литературе встречается деление уроков на два основных типа: урок, содержащий четко выделенные звенья - этапы - процесса обучения, и безэтапный или объединенный урок, на котором проверка знаний и их закреплкение соединены с изучением нового материала.

Традиционные структурные элементы урока (структура):

- проверка ранее изученного материала,

- переход к новому материалу,

- изучение нового материала,

- закрепление,

- домашнее задание.

Структурные элементы подвижны, зависят от его содержания, дидактической задачи, целей и типа.

Требования к уроку:

а) четкость цели урока в единстве образовательных, воспитательных, развивающих задач;

б) определение главного, существенного для каждого урока;

в) целесообразный выбор средств, методов и приемов для каждой части урока;

г) организация активной познавательной деятельности учащихся.

Урок с различными элементами обучения получил название комбинированного и наиболее распространенный в начальной школе. Сочетание основных звеньев учебного процесса на одном уроке делают его наиболее гибким и эффективным. Цельность такого урока и органическая связь всех его звеньев может быть достигнута при условии правильного перехода от одного звена к другому, особенно от опроса к изучению нового материала. Проверка знаний на комбинированном уроке обычно проводится как самостоятельное звено в начале урока, а иногда - после изучения нового материала. В отдельных случаях проверка органически сливается с выполнением самостоятельных работ в процессе приобретения новых знаний.

Превращение комбинированного урока в обязательную схему свидетельствует о неумении учителей творчески подходить к определению содержания и структуры урока.

Урок изучения нового учебного материала проводится главным образом в старших классах. Однако его можно проводить и в начальных классах, когда новый материал сложен и велик по объему или не связан с предшествующим (Куликовская битва).

Повторительно - обобщающий урок - важный из типов уроков. Чаще всего он проводится в форме эвристической беседы при активном привлечении всех учащихся к разбору основных вопросов, к внесению исправлений и дополнений ответов товарищей.

Эффективным является сочетание беседы с обращением к знакомым учащимся картин, художественной литературы. Целесообразно завершать беседу составлением тематической или хронологической таблицы.

Хорошим приемом является использование экранных пособий с последующим обобщением их содержания.