Принцип наглядности:
Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе — строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6x106, акустического — 0,32x106, тактильного — 0,13x106 бит/с. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них.
Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
Помните: ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, отсюда — необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
Золотое правило обучающих: все, что только можно, следует представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
Следует использовать средства наглядности не только для иллюстрации, но h в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современные виды наглядности позволяют организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
Используйте средства наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте виды наглядности к применению.
С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом особой заботой учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
- Теория воспитания:
- Закономерности и принципы воспитания:
- Проблема содержания воспитания:
- Нравственное воспитание и мировоззрение школьников:
- Гражданское воспитание школьников:
- Трудовое воспитание:
- Эстетическое воспитание:
- Методы воспитания в современной педагогике. Методы и приемы:
- Классификация методов воспитания:
- Характеристика методов формирования сознания:
- Методы организации деятельности и опыта поведения:
- Методы стимулирования и коррекции поведения:
- Формы воспитательной работы:
- Коллективно-творческая деятельность как форма воспитания:
- Воспитательные системы в современной школе:
- Теория обучения:
- Общее понятие о дидактике. Основные дидактические категории: обучение, образование, учение:
- Сущность процесса обучения:
- Звенья:
- Законы и принципы обучения (общее понятие):
- Принципы научности и доступности:
- Принципы сознательности и активности:
- Принцип наглядности:
- Принцип прочности:
- Содержание образования. Понятие и сущность. Основные теории формирования содержания образования:
- Государственный образовательный стандарт:
- Нормативные документы, регламентирующие содержание образования:
- Классификация методов обучения:
- Характеристика словестных методов обучения:
- Рассказ подразделяется на:
- Характеристика практических методов обучения:
- Характеристика наглядных методов обучения:
- Урок как форма обучения:
- Образование как педагогическая категория:
- Понятия: