logo
Teoria_vospitania

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования:

К документам, регламентирующим содержание образования относятся:

– учебные планы;

– учебные программы;

– учебники;

– учебные пособия.

В образовательном стандарте выделяют два ядра: инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и изменяется редко, и вариативная часть для быстрого реагирования на запросы времени и общества. Эта часть систематически обновляется и пересматривается.

Структура стандарта – это:

– типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учреждений;

– общая характеристика инвариантной и вариативной составляющих содержания;

– государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, документ, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, в котором определяется состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета на каждой ступени обучения. В учебных планах в школе изучаемые предметы подразделяются на три группы:

– обязательные (базовый компонент);

– изучаемые по выбору учащихся (дифференцированный компонент);

– предметы, которые вводятся советом школы (школьный или региональный компонент).

Существует типовой учебный план  или базисный и учебный план школы, который составляется на основе базисного.

Типовой учебный план – основной государственный нормативный документ, составная часть государственного стандарта. Он дает целостное представление о содержательном наполнении и соотношении образовательных областей знаний по годам  в средней школе и его общей структуре: продолжительность учебного года, четвертей и каникул; распределение предметов по годам обучения; количество часов в неделю; продолжительность практикумов и др.

В базисном учебном плане находят отражение намеченные цели, концепции формирования содержания образования на данном этапе развития. Он служит исходным документом для:

– финансирования учебного заведения;

– разработки типовых и учебных планов школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного на длительный период и отражает особенности учебного заведения.

Ежегодно в учебном заведении педагогическим советом утверждается рабочий план.

Учебный предмет- это система научных знаний,практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными возможностями основные исходные положения основ науки или стороны культуры, труда, производства.

Инвариантная часть учебного плана обеспечивает формирование базовой культуры. Вариативная часть учитывает личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать обучение.

Выделяют три вида учебных занятий: обязательные занятия, обязательные занятия по выбору учащихся, факультативные занятия.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческий идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени ни изучение.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии  с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики.

Учебник выполняет две основные функции:

1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание.

2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

  1. Понятие и сущность методов обучения. Правила обучения:

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

Сколько всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К. Д. Ушинского: «...Сами эти правила не имеют никаких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это одно уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают». Правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.