logo
Teoria_vospitania

Характеристика методов формирования сознания:

К группе методов формирования сознания относятся методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся.

Сущность этой группы методов состоит в том, что посредством их до сознания ребенка доводятся те требования, которые об­щество предъявляет к подрастающему поколению.

Разъяснение — наиболее распространенный метод убеждения школьников.

Цель разъяснения:

Рассказ и беседа всегда были и остаются методом нравственно- го формирования личности ребенка.

Выбор темы для рассказа определяется ее актуальностью для класса, уверенностью в том, что она вызовет у детей нравст­венное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию.

Беседы могут быть посвящены самой разной тематике:

этические (о нормах поведения человека в обществе),

эстетические (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков),

политические (о внутренней жизни нашего государства и за рубежом),

познавательные (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся).

Во время беседы учащиеся являются активными участниками обсуждаемых событий, а не пассивными слушателями. В бесе­де учитель опирается на чувственный опыт детей, на их кон­кретные знания. Чтобы проводимые беседы были актуальными для детей, необходимо учитывать личную значимость выбран­ной для беседы темы; отбирать новые, неизвестные факты и события; постановкой вопросов вызывать интерес у участни­ков беседы, заставлять их думать, анализировать свои знания по данному вопросу и свой жизненный опыт; спорить, выяс­нять истину с помощью учителя и т.д.

Младший школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей.

Склонность к подражанию объясняется тем, что у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек по­ведения. Его активность носит подражательный характер. Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. К.Д. Ушинский писал, что в воспитаний нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.