Характеристика методов формирования сознания:
К группе методов формирования сознания относятся методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся.
Сущность этой группы методов состоит в том, что посредством их до сознания ребенка доводятся те требования, которые общество предъявляет к подрастающему поколению.
Разъяснение — наиболее распространенный метод убеждения школьников.
Цель разъяснения:
-
раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений,
-
помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.
Рассказ и беседа всегда были и остаются методом нравственно- го формирования личности ребенка.
Выбор темы для рассказа определяется ее актуальностью для класса, уверенностью в том, что она вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию.
Беседы могут быть посвящены самой разной тематике:
этические (о нормах поведения человека в обществе),
эстетические (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков),
политические (о внутренней жизни нашего государства и за рубежом),
познавательные (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся).
Во время беседы учащиеся являются активными участниками обсуждаемых событий, а не пассивными слушателями. В беседе учитель опирается на чувственный опыт детей, на их конкретные знания. Чтобы проводимые беседы были актуальными для детей, необходимо учитывать личную значимость выбранной для беседы темы; отбирать новые, неизвестные факты и события; постановкой вопросов вызывать интерес у участников беседы, заставлять их думать, анализировать свои знания по данному вопросу и свой жизненный опыт; спорить, выяснять истину с помощью учителя и т.д.
Младший школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей.
Склонность к подражанию объясняется тем, что у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. К.Д. Ушинский писал, что в воспитаний нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.
-
Содержание
- Теория воспитания:
- Закономерности и принципы воспитания:
- Проблема содержания воспитания:
- Нравственное воспитание и мировоззрение школьников:
- Гражданское воспитание школьников:
- Трудовое воспитание:
- Эстетическое воспитание:
- Методы воспитания в современной педагогике. Методы и приемы:
- Классификация методов воспитания:
- Характеристика методов формирования сознания:
- Методы организации деятельности и опыта поведения:
- Методы стимулирования и коррекции поведения:
- Формы воспитательной работы:
- Коллективно-творческая деятельность как форма воспитания:
- Воспитательные системы в современной школе:
- Теория обучения:
- Общее понятие о дидактике. Основные дидактические категории: обучение, образование, учение:
- Сущность процесса обучения:
- Звенья:
- Законы и принципы обучения (общее понятие):
- Принципы научности и доступности:
- Принципы сознательности и активности:
- Принцип наглядности:
- Принцип прочности:
- Содержание образования. Понятие и сущность. Основные теории формирования содержания образования:
- Государственный образовательный стандарт:
- Нормативные документы, регламентирующие содержание образования:
- Классификация методов обучения:
- Характеристика словестных методов обучения:
- Рассказ подразделяется на:
- Характеристика практических методов обучения:
- Характеристика наглядных методов обучения:
- Урок как форма обучения:
- Образование как педагогическая категория:
- Понятия: