Классификация методов обучения:
-
Традиционная классификация методов обучения:
-
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения
В данной классификации выделяются следующие методы:
— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
— репродуктивный;
— проблемное изложение;
— частично поисковый (эвристический);
— исследовательский
Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих признаках:
— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
— учитель организует различными способами восприятие этих знаний;
— учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:
— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
— учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
— учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
— необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, и поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, тем не менее они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Сущность частично поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих характерных признаках:
— знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
— учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
— учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:
— учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
— знания учащимся не сообщаются; учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
— деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
— учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
- Теория воспитания:
- Закономерности и принципы воспитания:
- Проблема содержания воспитания:
- Нравственное воспитание и мировоззрение школьников:
- Гражданское воспитание школьников:
- Трудовое воспитание:
- Эстетическое воспитание:
- Методы воспитания в современной педагогике. Методы и приемы:
- Классификация методов воспитания:
- Характеристика методов формирования сознания:
- Методы организации деятельности и опыта поведения:
- Методы стимулирования и коррекции поведения:
- Формы воспитательной работы:
- Коллективно-творческая деятельность как форма воспитания:
- Воспитательные системы в современной школе:
- Теория обучения:
- Общее понятие о дидактике. Основные дидактические категории: обучение, образование, учение:
- Сущность процесса обучения:
- Звенья:
- Законы и принципы обучения (общее понятие):
- Принципы научности и доступности:
- Принципы сознательности и активности:
- Принцип наглядности:
- Принцип прочности:
- Содержание образования. Понятие и сущность. Основные теории формирования содержания образования:
- Государственный образовательный стандарт:
- Нормативные документы, регламентирующие содержание образования:
- Классификация методов обучения:
- Характеристика словестных методов обучения:
- Рассказ подразделяется на:
- Характеристика практических методов обучения:
- Характеристика наглядных методов обучения:
- Урок как форма обучения:
- Образование как педагогическая категория:
- Понятия: