Урок как форма обучения:
Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
— постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
— каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
— каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
— постоянное чередование уроков (расписание);
— руководящая роль учителя (педагогическое управление);
— применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
-
Содержание
- Теория воспитания:
- Закономерности и принципы воспитания:
- Проблема содержания воспитания:
- Нравственное воспитание и мировоззрение школьников:
- Гражданское воспитание школьников:
- Трудовое воспитание:
- Эстетическое воспитание:
- Методы воспитания в современной педагогике. Методы и приемы:
- Классификация методов воспитания:
- Характеристика методов формирования сознания:
- Методы организации деятельности и опыта поведения:
- Методы стимулирования и коррекции поведения:
- Формы воспитательной работы:
- Коллективно-творческая деятельность как форма воспитания:
- Воспитательные системы в современной школе:
- Теория обучения:
- Общее понятие о дидактике. Основные дидактические категории: обучение, образование, учение:
- Сущность процесса обучения:
- Звенья:
- Законы и принципы обучения (общее понятие):
- Принципы научности и доступности:
- Принципы сознательности и активности:
- Принцип наглядности:
- Принцип прочности:
- Содержание образования. Понятие и сущность. Основные теории формирования содержания образования:
- Государственный образовательный стандарт:
- Нормативные документы, регламентирующие содержание образования:
- Классификация методов обучения:
- Характеристика словестных методов обучения:
- Рассказ подразделяется на:
- Характеристика практических методов обучения:
- Характеристика наглядных методов обучения:
- Урок как форма обучения:
- Образование как педагогическая категория:
- Понятия: