logo
Pedagogika

1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Значение педагогики в жизни общества. Место педагогики в системе наук о человеке.

Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале ХVП в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. К современному времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев); особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович); наука и одновременно отрасль человековедения, т.е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е.С. Рапацевич); наука о воспитании человека (Г.М. Афонина, И.П. Подласый); особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П.И. Пидкасистый); наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум); часть культуры народа, непреходящая ценность (В.С. Кукушин); теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И.Ф. Харламов

Объект познания науки педагогики- человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет-воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека (для общества).

В систему педагогических наук входят философия, психология.

Отрасли педагогики выделяются на основе различных объектов познания: педагогика средней школы, педагогика ПТО, вузовская, военная, медицинская, менеджмента.

Внутри отраслей различают ветви педагогики на основе выделения потребителя пед. знаний: Профессионально-Техническую, Среднюю Специальную, Вузовскую, Производственную Педагогику(ветви проф.педагогики).

Педагогика ПТО связана с подготовкой людей к профессиональной деятельности.( Батышев -основатель педагогики ПТО).

Предмет педагогики ПТО - изучение воспитательных отношений в ПТУ. Исследует закономерности в области подготовки кадров.

Постоянное уточнение объекта и предмета познания привело к выделению новой ветви- педагогики ПТО.

Функции педагогики ПТО - воспитательная, образовательная, социальная, коммуникативная.

Объект педагогики ПТО - уч-ся ПТУ и инженеры- педагоги, воспитывающие их и развивающие, т.е. люди двух поколений - передающие опыт и воспринимающие его.

Предмет педагогики ПТО- изучает особенности усвоения Научно-Технических Знаний, формирование Научно -Технических Умений, качеств личности , обусловленных проф-тех. требованиями и развитие личности в целом.

Задачи педагогики ПТО:

Педагогика как учебная дисциплина состоит из 4-х разделов:

1. Теоретические основы П (все термины, определения, весь понятийный аппарат);

2.Пед. процесс.

3. Пед. проектирование;

4. Актуальные проблемы.

Учебный курс педагогики связан с курсами социологии и психологии. Эти науки дают научное обоснование для многих идей и теорий. Также даются З по методике воспитательной работы в ПТУ и научной организации управления профтехучилищем.

Объект педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направлен-ного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения и образования.

Задачи педагогики Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

К важнейшим постоянным задачам принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки педагогики. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.

Среди задач, возникших в последнее десятилетие, следует выделить задачу внедрения результатов исследований в практику. Эта задача связана, прежде всего, с появлением рыночных отношений в сфере не только материального, но и духовного производства. Существует извечная борьба между традиционным и инновационным. Педагогика, как и многие другие области теории и практики, изобилует многочисленными фактами сопротивления новому. Масса результатов педагогических исследований даже при явной и бесспорной выгоде их применения остается невостребованными.

Отнесение продуктов научного педагогического творчества к категории интеллектуального товара вынудило исследователей менять свои позиции.