17. Принципы обучения. Классификация принципов обучения.
В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся.
Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством.
На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего поколения.
Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, индивидуально-личностного подхода, связи обучения с жизнью (А.В. Усова).
в обучении в качестве дидактических используют следующие принципы:
наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации;
системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обучающихся;
активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависимости от педагога;
взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;
доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;
народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.
Принципы обучения – начало, исходное положение.
Имеет двоякую природу и выполняет две разные функции:
Отражает объективные связи во взаимодействии преподав-ля и обуч-го на различных этапах формирования ЗУН. МПО активно исп-ет принципы системности знаний, межпредметных связей, преемственности в формировании понятий и профес.направленности обучения.(дидактические принципы)
Включает в себя метод.принципы, содержащие конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обуч-и.
Методич.принцип – конкретизированное выражение спец.требований к деят-ти преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкр.предмету.
А.П. Беляева выделяет след-ие спец-ие принципы:
единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального обр-ия; мобильность; стабильность; динамичность; комплексные межпредметные связи; унификация;
дифференциация.
При установлении перечня тем, их последовательности и распределения часов м/д ними решающими принципами яв-ся: научность; связь еории с практикой; систематичность; доступность; унификация;
дифференциация.
Принцип научности.при изучений предмета у уч-ся д. формироваться достаточно целое и верное представление о содержании и структуры науки, лежащей в его основе.
Связь теорий с практикой. Согласование тем предмета и последовательности его расположения относительно производственно обучения.
Систематичность в обучении. Уч-ся должны овладевать ЗУН в строго определённом порядке, предполагающем логическую обоснованность последовательного изучения материала.
Доступность. Изучаемый материал по объёму, содержанию и методам преподавания соотв-л возрасту и уровню подготовки уч-ся, их физическим силам и познавательным возможностям.
Унификация.Создание типовой учебно-программной документации в двух-трёх модификациях, учитывающих особенности характера и содержания труда. Это позволяет сократить кол-во уч-ых программ, улучшает организацию управления учебными заведениями, способствуют повышению эффективности всего учебно-воспт-го процесса. На основе данного принципа унифицированны учеб. планы группы профессий рабочих по металлообработке: токарей, фрезеровщиков, слесарей и т.д. Все планы имеют единую структуру, в них отведено одинаковое число часов на экзамены, каникулы и консультации, для них определён и единый перечень предметов общеобразовательного цикла.
Дифференциация.
Дифференцированный подход к распределению часов м/д темами плана в зависимости от рабочей профессии и типа учебного заведения.
- Дисциплина Психолого-педагогическая подготовка
- 1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Значение педагогики в жизни общества. Место педагогики в системе наук о человеке.
- 2. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
- 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
- 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
- 4. Современные концепции образования. Особенности образования в различных странах мира.
- 5. Понятие о содержании образования. Основные концепции содержания образования.
- 6. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт.
- Содержание гс
- 7. Сущность и движущие силы педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса.
- 8. Понятие о педагогической системе. Интегративные качества современных педагогических систем.
- 9. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
- 11. Типы, виды и модели воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях.
- 12. Развитие, воспитание и социализация личности.
- 13. Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.
- 14. Основные принципы воспитания: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, персонификация, толерантность, личностный подход.
- 15. Особенности воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования.
- 16. Предмет и задачи дидактики. Современные мировые дидактические концепции.
- 17. Принципы обучения. Классификация принципов обучения.
- 18. Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.
- 19. Организационные формы учебных занятий. Традиционные и нетрадиционные формы обучения.
- 20. Средства обучения. Классификация средств обучения.
- 21. Управление образовательными системами. Принципы, методы, стиль и формы управления образовательными системами.
- 22. Проблемы управления развитием учреждений общего и профессионального образования.
- 24. История и этапы развития профессионального образования России.
- 25. Идеи интеграции образования и производства в реформаторской педагогике конца XIX начала XX века. Авторские школы г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи, в.А. Лая, э. Торндайка.
- 26. Основные документы в системе образования.
- 27. Основы педагогического проектирования.
- 28. Система профессионального образования России. Непрерывное профессиональное образование.
- 29. Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа.
- Инновации. Авторские школы
- 30. Методы- педагогического исследования. Понятие опытно-поисковой работы. Педагогический эксперимент.