26. Основные документы в системе образования.
В Российской Федерации установлены государственные образовательные стандарты, которые включают федеральный и национально-региональный компоненты. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в нашей стране, является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г., измененный и дополненный в 1996 г. В ст. 7 данного закона указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Национально-региональный компонент отражает К ним относятся рабочая учебно-программная документация, контрольные задания и тесты для оценки качества подготовки учащихся школ и учреждений начального профессионального образования. Данные нормативные документы действуют только на территории конкретного региона.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются и уточняются на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ. Данные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования.
Другими основополагающими документами являются принятые в 2000 г. Национальная доктрина образования, Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». В этих документах намечены основные шаги по развитию отечественного образования на период до 2005 г.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» установлены следующие уровни образования (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.
Государственный стандарт профессионального образования включает в себя общие требования к системе образования, его структуре, к основным образовательным программам, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей. Образовательный стандарт является базовым нормативным документом, который определяет структуру и содержание образования независимо от форм получения образования. Государственный стандарт профессионального образования является примером сквозного, комплексного решения, которое определяет функционирование и развитие профессионального образования в России. Понятие государственного стандарта профессионального образования может быть раскрыто наиболее полно, если рассматривать его внешние и внутренние связи.
Образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают, однако программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.
Базисный учебный план – это нормативная база для создания обще-образовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий функционирования этих учреждений. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания образования по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам с опорой на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.
Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по отбору содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты (А.В. Хуторской).
Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включая учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
Школьный компонент позволяет более полно учесть условия конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования.
Ученический компонент введен для регламентации индивидуальной работы с учащимися, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющих углубить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
Перечень профессий и специальностей – на уровне начального профессионального образования (НПО); классификатор специальностей – на уровне среднего профессионального образования (СПО); Перечень направлений подготовки и специальностей – на уровне высшего профессионального образования (ВПО).
В Перечне профессий и специальностей НПО профессии «ранжированы» по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специальности.
Классификатор специальностей СПО систематизирует специальности подготовки специалистов данного уровня по группам родственных специальностей.
На уровне ВПО Перечень состоит из двух частей: Перечня направлений подготовки бакалавров и магистров и Перечня специальностей.
Такая структура Перечня отражает структуру ВПО, которая в настоящее время имеет две самостоятельные ветви:
– профессионально ориентированное (т.е. ориентированное на конкретную профессию) высшее образование, содержание которого дифференцировано по специальностям. Это традиционная, сложившаяся еще в советский период моноступенчатая модель высшего образования;
– наукоориентированное высшее образование, которое включает две ступени – бакалавриат и магистратуру. Это новая, многоуровневая модель высшего образования, которая введена с ориентацией на зарубежный опыт и не предполагает подготовку обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, поэтому содержание образования дифференцируется по направлениям подготовки, выделенным в соответствии с областями наук.
Содержание образования каждого уровня, согласно Закону РФ «Об образовании», определяется соответствующей образовательной программой. Однако понятие «образовательная программа», хотя оно и было введено законом, в сфере профессионального образования по существу не является нормативным, поскольку такой документ в образовательной практике учреждений НПО, СПО и ВПО не используется.
- Дисциплина Психолого-педагогическая подготовка
- 1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Значение педагогики в жизни общества. Место педагогики в системе наук о человеке.
- 2. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
- 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
- 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
- 4. Современные концепции образования. Особенности образования в различных странах мира.
- 5. Понятие о содержании образования. Основные концепции содержания образования.
- 6. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт.
- Содержание гс
- 7. Сущность и движущие силы педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса.
- 8. Понятие о педагогической системе. Интегративные качества современных педагогических систем.
- 9. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
- 11. Типы, виды и модели воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях.
- 12. Развитие, воспитание и социализация личности.
- 13. Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.
- 14. Основные принципы воспитания: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, персонификация, толерантность, личностный подход.
- 15. Особенности воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования.
- 16. Предмет и задачи дидактики. Современные мировые дидактические концепции.
- 17. Принципы обучения. Классификация принципов обучения.
- 18. Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.
- 19. Организационные формы учебных занятий. Традиционные и нетрадиционные формы обучения.
- 20. Средства обучения. Классификация средств обучения.
- 21. Управление образовательными системами. Принципы, методы, стиль и формы управления образовательными системами.
- 22. Проблемы управления развитием учреждений общего и профессионального образования.
- 24. История и этапы развития профессионального образования России.
- 25. Идеи интеграции образования и производства в реформаторской педагогике конца XIX начала XX века. Авторские школы г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи, в.А. Лая, э. Торндайка.
- 26. Основные документы в системе образования.
- 27. Основы педагогического проектирования.
- 28. Система профессионального образования России. Непрерывное профессиональное образование.
- 29. Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа.
- Инновации. Авторские школы
- 30. Методы- педагогического исследования. Понятие опытно-поисковой работы. Педагогический эксперимент.