14. Основные принципы воспитания: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, персонификация, толерантность, личностный подход.
Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.
Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.
Принципы социального воспитания: принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.
Дадим краткую характеристику каждому из общих принципов воспитания.
Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.
Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.
Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур.
Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.
Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания.
Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.
Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.
Принципы воспитания имеют следующие особенности. Во-первых, они обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. Во-вторых, принципы воспитания предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. В-третьих, все принципы воспитания равнозначны.
Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.
Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.
В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.
П.И. Пидкасистый к принципам воспитания относит ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.
В целом к принципам организации педагогического процесса относятся: принцип гуманистической направленности; принцип связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; принцип научности; ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.
В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи, общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; принципы прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
- Дисциплина Психолого-педагогическая подготовка
- 1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Значение педагогики в жизни общества. Место педагогики в системе наук о человеке.
- 2. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
- 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
- 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
- 4. Современные концепции образования. Особенности образования в различных странах мира.
- 5. Понятие о содержании образования. Основные концепции содержания образования.
- 6. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт.
- Содержание гс
- 7. Сущность и движущие силы педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса.
- 8. Понятие о педагогической системе. Интегративные качества современных педагогических систем.
- 9. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
- 11. Типы, виды и модели воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях.
- 12. Развитие, воспитание и социализация личности.
- 13. Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.
- 14. Основные принципы воспитания: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, персонификация, толерантность, личностный подход.
- 15. Особенности воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования.
- 16. Предмет и задачи дидактики. Современные мировые дидактические концепции.
- 17. Принципы обучения. Классификация принципов обучения.
- 18. Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.
- 19. Организационные формы учебных занятий. Традиционные и нетрадиционные формы обучения.
- 20. Средства обучения. Классификация средств обучения.
- 21. Управление образовательными системами. Принципы, методы, стиль и формы управления образовательными системами.
- 22. Проблемы управления развитием учреждений общего и профессионального образования.
- 24. История и этапы развития профессионального образования России.
- 25. Идеи интеграции образования и производства в реформаторской педагогике конца XIX начала XX века. Авторские школы г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи, в.А. Лая, э. Торндайка.
- 26. Основные документы в системе образования.
- 27. Основы педагогического проектирования.
- 28. Система профессионального образования России. Непрерывное профессиональное образование.
- 29. Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа.
- Инновации. Авторские школы
- 30. Методы- педагогического исследования. Понятие опытно-поисковой работы. Педагогический эксперимент.