29. Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа.
Инновационные процессы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:
появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;
осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания;
разработка региональных программ развития образования, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;
активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
перестройка организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и личностно центрирированного подхода;
переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;
создание в образовательных учреждениях диагностической службы (валеологической, психологической, социологической и др.);
управление качеством образования на диагностической основе;
осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров;
развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.
Потребность в создании инновационных профессиональных учебных заведений в России связана с серьезным технологическим отставанием ее от передовых стран мира, насущной необходимостью в сжатые сроки максимально сократить данный разрыв. Это привело к разработке идеологических и нормативных документов, направленных на коренное изменение системы образования (Концепция непрерывного образования (1989), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) и др.).
Центральной идеей образования была признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. При этом подчеркивалось, что понимание развития как непрерывного процесса необходимо соединить с принципом развивающего обучения, с ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и на его преобразование. Этим обусловлен переход от информационного к продуктивному, развивающему обучению.
В инновационном профессиональном учебном заведении должно быть не менее пяти базовых технологий (К.Я. Вазина).
Административная технология, обеспечивающая целевое функционирование и непрерывное профессиональное саморазвитие персонала учебного заведения.
Педагогическая технология, обеспечивающая непрерывное саморазвитие обучающихся.
Технология воспитательного процесса, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие социальной активности обучающихся.
Профессиональная технология, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие профессиональных способностей обучающихся, позволяющих им становиться конкурентоспособными профессионалами.
Информационная технология, обеспечивающая оперативное использование профессиональной информации, интенсификацию деятельности.
- Дисциплина Психолого-педагогическая подготовка
- 1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Значение педагогики в жизни общества. Место педагогики в системе наук о человеке.
- 2. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
- 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
- 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
- 4. Современные концепции образования. Особенности образования в различных странах мира.
- 5. Понятие о содержании образования. Основные концепции содержания образования.
- 6. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт.
- Содержание гс
- 7. Сущность и движущие силы педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса.
- 8. Понятие о педагогической системе. Интегративные качества современных педагогических систем.
- 9. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
- 11. Типы, виды и модели воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях.
- 12. Развитие, воспитание и социализация личности.
- 13. Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.
- 14. Основные принципы воспитания: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, персонификация, толерантность, личностный подход.
- 15. Особенности воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования.
- 16. Предмет и задачи дидактики. Современные мировые дидактические концепции.
- 17. Принципы обучения. Классификация принципов обучения.
- 18. Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.
- 19. Организационные формы учебных занятий. Традиционные и нетрадиционные формы обучения.
- 20. Средства обучения. Классификация средств обучения.
- 21. Управление образовательными системами. Принципы, методы, стиль и формы управления образовательными системами.
- 22. Проблемы управления развитием учреждений общего и профессионального образования.
- 24. История и этапы развития профессионального образования России.
- 25. Идеи интеграции образования и производства в реформаторской педагогике конца XIX начала XX века. Авторские школы г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи, в.А. Лая, э. Торндайка.
- 26. Основные документы в системе образования.
- 27. Основы педагогического проектирования.
- 28. Система профессионального образования России. Непрерывное профессиональное образование.
- 29. Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа.
- Инновации. Авторские школы
- 30. Методы- педагогического исследования. Понятие опытно-поисковой работы. Педагогический эксперимент.