logo
Pedagogika

24. История и этапы развития профессионального образования России.

К началу ХVII в. Россия не располагала системой постоянно действующих учебных заведений. К концу века такая система была создана, К концу ХVII – началу ХVIII вв. в России пересматривается курс развития, в том числе в сфере образования. Происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути развития посредством реформ, включая реформы воспитания и образования.

В петровскую эпоху создаются профессиональные учебные заведения в форме гарнизонных и адмиралтейских школ. Первая гарнизонная школа при Артиллерийской школе Преображенского полка была создана в 1698 г., затем были организованы Московская инженерная школа (1703), Школа математических и навигационных наук (1707), Самым ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, появившимся уже после его смерти, но по его проекту, стала Санкт-Петербургская академия наук (1724).

Одними из первых представителей русского просвещения и создателями профессионального образования были Василий Никитич Татищев (1686–1750) и Виллим Иванович Геннин (1676–1750). В.Н. Татищевым было открыто несколько горнозаводских школ, в частности, первая профессиональная горнозаводская школа в Екатеринбурге (1721) на базе металлургического завода.

В своей работе «Разговор о пользе наук и училищ» В.Н.Татищев высказывал идею о том, что общее образование должно предшествовать профессиональному. Он считал, что с десяти лет ребенка надо обучать ремеслу, оно должно быть основной задачей профессионального обучения.

Одним из инициаторов открытия Московского университета (1755) явился М.В. Ломоносов, который сыграл в развитии отечественного просвещения выдающуюся роль. Московский университет заслуженно носит имя М.В. Ломоносова. Величайший русский ученый-просветитель сделал все, чтобы университет, приобретя славу далеко за пределами России, вместе с тем был доступен людям разных сословий. М.В. Ломоносов считал, что образование должно быть светским, реальным и был сторонником синтеза классического естественнонаучного и реального образования.

Важная роль в формировании основ профессиональной педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, который в числе первых поставил задачу создания системы школьно­го ремесленного образования, отвечающего потребностям «индустри­ального направления века». К.Д. Ушинский показал пагубность существующей системы ремесленного ученичества и выделил функ­ции ремесленного образования нового типа: экономическую – приве­дение ремесла в соответствие с требованиями науки и техники, соци­альную – подготовка отечественных специалистов, нравственную – ликвидация ученичества как формы эксплуатации детей, педагоги­ческие – разработка системы школ профессиональных и воскресных, установление связи труда и обучения, создание методики обучения ремеслу, отвечающей требованиям педагогики и психологии.

В 1860-е гг. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли науч­ного знания, что было обусловлено развитием производства и капи­талистических отношений, реформами в области школьного образо­вания, расширением сети профессиональных учебных заведений, на­чалом общественно-педагогического движения в России. Этому способствовала деятельность научных и технических обще­ств– Русского технического общества, Вольного экономического обще­ства, Московского общества распространения технических знаний, ко­торые создавали учебные заведения, выдвигали проекты реформирова­ния системы общего и профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт подготовки специалистов, проводили съезды деятелей профессионального и технического образо­вания, издавали научную, учебную и методическую литературу.

1860-е гг. – начало развития дидактики профессионального обучения в России. Ее колыбелью стало Московское техническое учи­лище (МТУ), возникшее на базе Воспитательного дома и имевшее давние тра­диции в деле обучения ремесленников. В учебных мастерских МТУ группой мастеров под руководством ученого мастера Д.К. Советкина (1838–1912) была разработана первая в мировой практике дидакти­чески обоснованная система производственного обучения слесарно­му, токарному, столярному и кузнечному ремеслу.

В условиях массового вовлечения детей и подростков в производ­ство на первый план стали выступать социальные вопросы защиты и охраны детского труда и реорганизации ученичества. Особенно ак­тивно они ставились в программных документах политических пар­тий, отражавших интересы рабочих, и в трудах видных деятелей этих партий. Социал-демократы Г.В. Плеханов, В.И.Ленин, Н.К. Крупская, тео­ретик анархизма П.А. Кропоткин ставили вопросы соединения производи­тельного труда работающих подростков и учеников, а также взрослых рабочих с их обучением. Н.К. Крупская на основе анализа мирового опыта показала, что ведущей тенденцией «прогресса техники», внед­рения машин и механизмов является рост спроса на широко образо­ванных технически, активных, инициативных рабочих.

История профессионального, в том числе и профессионально-технического образования России – целостный социально-исторический и историко-педагогический процесс, в котором можно выделить несколько периодов.

Первый период (VI – первая половина XIX в.) – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального об­разования.

Второй период (вторая половина XIX в. – 1917 г.) – развитие профессионального образования и профес­сионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России; формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования.

Третий период (1917 – 1940-е гг.) – преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, связанные с новыми политическими реалиями и в первую очередь с восстановлением и массовой индустриализацией советской экономики; начальный этап институциирования профессиональной педагогики.

Четвертый период (1940–1958-е гг.) – создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования, отразившей потребности жестко централизованной плановой военной и послевоенной экономики и форсированной индустриализации СССР; активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров.

Пятый период (1959–1990-е гг.) – развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества, социально-экономических реформ и технико-технологического перевооружения производства в 1959 – 80-х гг.; преобразование системы трудовых резервов в систему профессионально-технического образования; осуществление среднего профессионального образования и переход ко всеобщему профессиональному образованию; становление научных центров профессионального образования.

Шестой период (1991–2000 гг.) – развитие профессионального образования в Рос­сийской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, кризисных явлений в производстве и обществе, внедрения в производство высоких технологий; период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования.