logo
Программа воспитания подростка

Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитание отно-

шений как процесс личностного и индивидуального развития детей.

Тема 2. Общие методы и средства воспитания.

Тема 3*. Формирование готовности ребенка к ненасильственному

взаимодействию.

Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ребенка.

Тема 5. Нравственное и эстетическое воспитание школьников.

Тема 6. Гражданское воспитание школьников.

Тема 7. Формирование мировоззрения школьников в общей сис-

теме учебно-воспитательной работы.

Тема 8. Физическое и трудовое воспитание школьников.

Тема 9. Совместная воспитательная работа школы, семьи и обще-

ственности.

Тема 10. Организация самовоспитания детей.

Тема 11**. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитание

отношений как процесс личностного и индивидуального разви-

тия детей.

Отличие специфики воспитания от процесса обучения и необхо-

димость разработки его теоретических основ. Воспитание в широком

*

Тема изучается самостоятельно в соответствии с программой и содержа-

нием учебно-методического пособия «Основы ненасильственного взаимо-

действия в начальной школе». Результаты самостоятельной работы кон-

тролируются на коллоквиуме.

**

Тема изучается самостоятельно по предлагаемому плану. Результаты са-

мостоятельной работы контролируются на коллоквиуме.

5

и узком смысле слова. Формирование отношений как важнейшая за-

дача воспитания.

Понятие «воспитание» как центральная категория научного ос-

мысления профессиональной педагогической деятельности. Понятие

«воспитание» как общественное явление. Единство воспитания и

жизни. Смежные педагогические понятия: «становление», «формиро-

вание», «развитие». Признаки содержания понятия «воспитание».

Сущностные характеристики понятия «самовоспитание». Специфика

понятия «перевоспитание». Подвижность центральных педагогиче-

ских понятий теории воспитания.

Профессионально-педагогическая позиция в выявлении сущности

воспитания. Сущность процесса воспитания (содержание центрально-

го определения). Факторы развития личности. Воспитание как соци-

альное явление. Воспитание как искусство. Воспитание как формиро-

вание личности и развитие индивидуальности.

Цели воспитания: предвидение результата деятельности педагога-

профессионала. Специфические черты целей воспитания как социально-

психологического феномена. Общий характер целей воспитания: воз-

можность сохранения в своих границах бесконечной вариативности ин-

дивидуального развития. Показатели и критерии воспитанности школь-

ников. Характеристика закономерностей воспитания. Принципы воспи-

тания: содержательный анализ. Синкретичность принципов воспитания.

Содержательные типы воспитания: целевой аспект. Варианты ор-

ганизации воспитания в образовательных учреждениях.

Основные формы воспитания.

Обзор зарубежных воспитательных концепций.