Тема 2. Общие методы и средства воспитания.
Понятие метода воспитания в педагогической деятельности. Типы
действия воспитателя. Факторы организации действий воспитателя.
Условия рассмотрения, выбора и реализации методов воспитательно-
го действия и организации воспитательного взаимодействия.
Понятие о средствах воспитания. Система средств воспитания.
Взаимосвязь методов, средств, форм воспитания.
Классификации методов воспитания (Н.И. Болдырев и др.,
Т.И. Ильина и др., Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, В.М. Коротов,
А.И. Дулов, А.М. Сидоркин).
Практическая классификационная схема методов воспитания.
Сущность методов убеждения (внушение, повествование, диалог, до-
6
казательство, инструктаж, развернутый рассказ лекционного типа,
обращение и др.). Рекомендации по реализации метода убеждения.
Особенности методов упражнений-приучений, задания для индивиду-
альной и групповой деятельности в виде поручений или требований,
состязание, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха.
Характеристика методов оценки и самооценки (поощрения, замеча-
ния, наказания, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации дове-
рия, критики и самокритики). Специфика и условия реализации
различных видов, форм, способов поощрения и наказания.
Содержательный анализ классификации методов воспитания
Н.Ф. Головановой. Методы формирования социального опыта детей.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации
деятельности и поведения. Методы самоопределения личности ребен-
ка. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений де-
тей в воспитательном процессе.
Влияние методов воспитания на личность ребенка: психологиче-
ский и педагогический аспекты.
- Комплексная программа воспитания личности подростка
- Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитание отно-
- Тема 2. Общие методы и средства воспитания.
- Тема 3. Формирование готовности ребенка к ненасильствен-
- Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ре-
- Тема 5. Нравственное и эстетическое воспитание школьников.
- Тема 6. Гражданское воспитание школьников.
- Тема 7. Формирование мировоззрения школьников в общей
- Тема 8. Физическое и трудовое воспитание школьников.
- Тема 9. Совместная воспитательная работа школы, семьи и
- Тема 10. Организация самовоспитания детей.
- Тема 11. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа