logo
Программа воспитания подростка

Тема 2. Общие методы и средства воспитания.

Понятие метода воспитания в педагогической деятельности. Типы

действия воспитателя. Факторы организации действий воспитателя.

Условия рассмотрения, выбора и реализации методов воспитательно-

го действия и организации воспитательного взаимодействия.

Понятие о средствах воспитания. Система средств воспитания.

Взаимосвязь методов, средств, форм воспитания.

Классификации методов воспитания (Н.И. Болдырев и др.,

Т.И. Ильина и др., Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, В.М. Коротов,

А.И. Дулов, А.М. Сидоркин).

Практическая классификационная схема методов воспитания.

Сущность методов убеждения (внушение, повествование, диалог, до-

6

казательство, инструктаж, развернутый рассказ лекционного типа,

обращение и др.). Рекомендации по реализации метода убеждения.

Особенности методов упражнений-приучений, задания для индивиду-

альной и групповой деятельности в виде поручений или требований,

состязание, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха.

Характеристика методов оценки и самооценки (поощрения, замеча-

ния, наказания, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации дове-

рия, критики и самокритики). Специфика и условия реализации

различных видов, форм, способов поощрения и наказания.

Содержательный анализ классификации методов воспитания

Н.Ф. Головановой. Методы формирования социального опыта детей.

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации

деятельности и поведения. Методы самоопределения личности ребен-

ка. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений де-

тей в воспитательном процессе.

Влияние методов воспитания на личность ребенка: психологиче-

ский и педагогический аспекты.