logo
Программа воспитания подростка

Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ре-

бенка.

Содержание понятия «коллектив» в педагогике. Группа и коллек-

тив. Психологическая структура группы как коллектива. Поэтапное

развитие группы как коллектива, краткая характеристика этапов. Мо-

тивация групповой деятельности (по Е.И. Тимощук). Необходимость

организации детского коллектива. В.А. Сухомлинский о детском кол-

лективе.

Понятие «детский воспитательный коллектив». Функции коллек-

тива. Характеристика основных признаков воспитательного коллек-

тива. Структура детского воспитательного коллектива: характеристи-

ка основных компонентов. Стадии развития коллектива (А.С. Мака-

ренко, Л.И. Новикова, Б.Т. Лихачев).

Пути, средства и методические основы воспитания ученического

коллектива. Особенности основных методов по руководству развити-

ем воспитательного коллектива (единые педагогические требования,

*

См. учебно-методическое пособие «Основы ненасильственного взаимо-

действия в начальной школе».

7

коллективное самообслуживание, соревнование, самоуправление).

Коллективные творческие дела как средство, способ организации

творческой, яркой жизни единого педагогического коллектива.

Необходимость в едином педагогическом коллективе воспитате-

лей и воспитанников. Система перспективных линий в работе с дет-

ским коллективом. Место, роль и воспитательные возможности дет-

ских организаций в школе.