logo
Краткий обзор лекций по теории воспитания

22. Гражданское и духовно-нравственное воспитание.

Воспитание гражданина одна из важнейших задач и проблем в современной школе. Ее решение связано, прежде всего, с формированием у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Цель: формирование гражданственности как интегративного качества личности.

Компоненты гражданственности: 1.Внутренняя свобода человека. 2.Уважение к гос.власти. 3.Любовь к родине и стремление к миру. 4.Чувство собственного достоинства. 5.Дисциплинированность. 6.Гармоничность проявления патриотических чувств и межнационального общения.

Становление гражданственности определяется: 1.субъективными усилиями учителей, родителей, общественности. 2.объективными условиями жизни общества: уровень экономики, уровень правовых отношений, соц. обслуживание и т.д.

Одним из важнейших направлений гражданского воспитания (ГВ) является становление патриотизма и культуры межнационального общения.

Патриотизм – это качество личности, составляющими которого являются преданность своему отечеству, готовность служить своей родине с одновременным уважением суверенитета других стран и народов.

Очевидно, что патриотизм тесно связан с личностной структурой межнационального общения. Высшим уровнем ее проявления является чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов.

Таким образом, в патриотическое воспитание (ПВ) заложена идея уважения и любви к своей родине, гордость за ее успехи и достижения, а в интернационализм идея уважения и солидарности с другими народами, странами.

ПВ и формирование культуры межнационального общения (КМО) осущ-ся за счет включения школьников в активный созидательный труд, привитие бережного отношения к истории отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям малой родины.

ПВ и интернациональное воспитание реализуется с помощью различных методов и форм:

1.изучение гос.символов;

2. изучение природы родного края, его истории;

3.изучение ин.языков;

4. знакомство с достижениями отеч.ученых, их общественной деятельностью равно как с деятельностью писателей, художников и других представителей общественности.

Другим не менее важным направлением ГВ является формирование правовой культуры личности и предупреждение правонарушений.

Задачи правового воспитания:

1.Довести до сознания учащихся требования правовых норм.

2.Добиться перевода этих норм во внутренние личностные установки.

3.Содействовать профилактике правонарушений среди молодежи.

Динамика личностно правовой деформации:

Появление пробела и искажений в нравственно волевой сфере личности→превращение этих пробелов в относительно устойчивые взгляды и привычки→формирование мотивации предпочтительного поведения; включающие антиобщественные цели и средства→искажение нравственно правового сознания в части пределов дозволенного поведения→правонарушение→систематическое правонарушение→систематическое правонарушающее поведение→преступление.

Школьникам, склонным к правонарушению, как правило, присуще определенная совокупность искаженных с точки зрения общества знаний, интересов, потребностей, отношений к людям. Истоки таких деформаций часто находятся в семье или неблагоприятной среде микросоциума. Причем влияние микросоциума часто оказывается решающим, т.к. для подростков одобрительное мнение сверстников может быть более значимо, чем мнение взрослых. Поэтому в профилактике правонарушений важно не только воздействовать на отдельную личность, но и на всю неформальную группу.

Этапы работы по профилактике правонарушений:

1.Устранение обстоятельств, способствующих правонарушающему поведению до того, как эти обстоятельства не обратимо сказались на поведении личности (ранняя профилактика).

2.Оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся с одновременной коррекцией их личностной позиции (1 этап непосредственной профилактики).

3.Аналогичные меры в отношении лиц уже совершающих правонарушения и находящихся в центре внимания правоохранительных органов (2 этап непосредственной профилактики).

4.Воспитывающее воздействие на учащихся систематически совершающих правонарушения (3 этап).

5.Работа со школьниками уже совершившими преступление, если наказание не предусматривает их изъятие из коллектива (профилактика рецидива).

Духовно-нравственное воспитание.К основным понятиям нравственной культуры, значимым в его формировании у школьников, относятся мораль, этика, нравственность.

Мораль – это обычаи, нравы, правила.

В качестве синонима «морали» часто используют понятие «этика».

Этика – это привычки, обыкновения, обычаи.

В другом значение этика – это философское учение о морали.

Мерой усвоения и принятия человека в морали служит уровень его нравственности.

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие нравственные качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени его соответствия определенным правилам. Правила имеющие общий характер называются нравственной нормой.

Норма – это правило, требования, определяющие как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Именно норма определяет характер взаимоотношений человека с обществом, коллективом, отдельными людьми. Нормы объединяются в группы по областям отношений между людьми. Для каждой такой области можно выделить исходные основания, которым подчиняются нормы – нравственные принципы.

Нормы, охватывающие не отдельные области отношений, а имеющие всеобщий характер называются нравственными категориями.

Воспринимая требования морали, как правило жизни, общество вырабатывает нравственный идеал – это образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным и полезным.

В совокупности моральные нормы, принципы, категории, идеалы формируют общественное нравственное сознание. Однако, мораль это и форма индивидуального нравственного сознания. Именно она в итоге определяет отношение личности к другим людям, к себе, своему труду, природе и т.д. Формирование этих отношений - важное направление в становлении нравственной культуры личности. Центром этих отношений может стать такое качество личности как гуманность.

Гуманность – это совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Это значит, что гуманность является стержнем гуманистического мировоззрения, в центре которого – человек.

Как качество личность гуманность формируется в процессе взаимоотношений людей. Она проявляется в:

1.доброжелательности и дружелюбии;

2.готовности прийти на помощь к другому человеку;

3.внимательности к окружающим;

4.умении понять другого человека, «встать на его место»;

5.сопереживании, сочувствии, толерантности.

Важным условием испытания гуманности является организация коллективной деятельности, элементами которой является забота о других, оказание помощи, поддержки, защиты. Кроме того, важную роль играет анализ и обсуждение нравственных проблем.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания занимает воспитание сознательной дисциплины культуры поведения.

Дисциплина – это организованность, порядок в той/иной сфере жизнедеятельности людей. Отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам сложившимся в обществе.

Дисциплинированность как качество личности проявляется в: выдержанности; внутренней организованности; ответственности; готовности подчиняться и личным и общественным целям.

Одним из проявлений общественной дисциплины является школьная дисциплина (ШД).

ШД – это принятые в стенах ОУ порядки, соблюдение учащимися и учителями правил внутреннего распорядка взаимоотношений.

Являясь составной частью нравственности дисциплина учащихся заключается в: знании правил поведения, установленного порядка и их сознательном соблюдении.

Соблюдение правил ШД предполагает подчинение требованиям большинства в коллективе. Работы школы и учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения предполагает разъяснение учащимся необходимости соблюдения принятых норм в интересах самой личности, коллектива, общества. Однако, дисциплина не должна рассматриваться лишь как подчинение большинства, она должна выступать субъективной способностью личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически сложившимися способами. Причем способность личности выбирать свою линию поведенияв различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки.

Дисциплинированность как качество личности имеет разные уровни развития, находящие свое выражение в понятии «культура поведения (КП)».

КП включает:

1.Различные стороны нравственного поведения личности.

2.Культуру общения (базируется на доверии, доброты к людям. При этом нормами общения являются вежливость и внимательность. Различают принципы общения: с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми. Включает ритуалы поздравления, вручения подарков, высказывание соболезнования, сожаления и т.д.).

3.Культуру внешности (складывается из: умения одеваться, соблюдения правил гигиены, особенности жестикуляции, мимики, движения).

4. Культуру быта.

5. Культуру речи (включает умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства, владеть нормами устной и письменной речи).

Важным компонентом в формировании нравственной культуры является становление экологической культуры личности. Целью ее формирования является воспитание ответственного и бережного отношения к природе. Достижение этой цели предполагает систематическую работу учителя по формированию у школьника научных знаний в характере и результатах взаимодействия человека и общества с природой, экологически ценностных ориентаций, норм и правил поведения в природе, умений и опыта по ее охране.

Формирование экологической культуры осуществляется как в урочной, так и во внеурочной работе.

Принципы формирования эк.культуры:

1.междисциплинарности;

2.систематичности;

3.непрерывности;

4.приемтсвенности;

5.единства интеллектуального и эмоционально-волевого воздействия на учащихся.

6.Взаимосвязи глобального национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем современности.