logo
Краткий обзор лекций по теории воспитания

33. Классный руководитель (кр) в воспитательной системе школы.

ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).

Основным структурным звеном ВС в школе является класс. В нем:

1.организуется познавательная деятельность

2.формируются социальные отношения

3.реализуются представительские функции в органах самоуправления.

4.осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга и сплочения коллектива, формируется эмоциональная сфера.

В решении этих задач важную роль играет КР. Именно он непосредственно взаимодействует с родителями, администрацией школы и учащимися во имя интересов последних. Институт классного руководства сложился давно. В России до 1917г. они назывались классными наставниками/дамами. Их права и обязанности определяются уставом учебного заведения. Должность КР введена в 1934г. Им назначался учитель, на которого возлагалась забота об организации учебной работы.

Типы классного руководства:

1.учитель-предметник

2.КР, выполняющий только воспитательные функции

3.классный наставник, куратор, тьютор (частично выполняют организаторские функции)

Функции КР:

Содержание деятельности КР определяется как организатора и руководителя.

1 уровень функций:

А) Педагогические и гуманитарно-целевые функции(воспитание, социальная защита от неблагоприятного воздействия, интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных педагогических задач).

Названные функции направлены на социальное развитие учащегося, оказание помощи ребенку в решении личностных проблем и в подготовке к самостоятельной жизни. Приоритетной среди них является функция социальной защиты – это целенаправленная, регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, правовых, политических, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Социальная защита как функция КР:

1.комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное развитие, формирование индивидуальности, адаптацию к существующим условиям;

2.деятельность не только исполнителя, но и координатора, помогающего родителям и их детям получить социальную поддержку;

3.это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении.

4.забота о всех детях, при этом важен дифференцированный подход.

Б) Социально-психологические функции:

- организаторская.Ее назначение в поддержке позитивной детской инициативе, связанной с совершенствованием жизни региона, среды, самих учащихся. КР не столько организует, сколько помогает школьникам в самоорганизации и в их разнообразной деятельности.

- сплочение коллектива. Эта функция – средство, способ достижения поставленных перед классом целей. В реализации этой функции важно ученическое самоуправление.

Таким образом, функции этого уровня связаны с решением КР задач межличностных отношений в классе и за его пределами.

В) Управленческие функции:

- диагностическая.Выражается в выявлении КР исходного уровня коллектива и постоянных изменений в нем. Цели диагностики:

1.определить результативность своей деятельности

2.обеспечить перевод диагностики в инструмент развития индивидуальности.

- целепологание. Эту функцию можно рассматривать как совместную с учащимися деятельностью по выработке целей воспитательных работ. Мера участия КР зависит от возраста школьников и уровня сформированности коллектива.

- планирование– это помощь КР самому себе и коллективу в рациональной организации деятельности. Назначение плана:

1.упорядочение педагогической деятельности

2.обеспечение таких требований к педагогическому процессу как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность результатов.

В планировании значимо сотрудничество учителя и учащихся, уровень которого зависит от возраста. Планировать следует лишь то, что ведет к достижению целей.

- контроль и коррекция. Обеспечивают постоянное развитие ВС. Реализация контроля предполагает выявление «+» результатов, причин недостатков и проблем в воспитательной работе. Проводится коррекция дальнейшей деятельности, как со всем коллективом, так и с отдельными учащимися.

В реализацию этих функций вовлекается и администрация школы.

Обязанности КР:

1.организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития личности ученика;

2.оказание помощи ученику в решении острых проблем;

3.установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей.

КР – административное лицо. Он имеет право:

1.получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

2.контролировать успеваемость каждого ученика;

3.контролировать посещение учебных занятий;

4.координировать работу учителей, психолога, социального педагога;

5.организовывать воспитательную работу через проведение различных мероприятий;

6.выносить на обсуждение школы предложения, согласованные с коллективом класса;

7.приглашать родителей в школу;

8.по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медицинскую педагогическую комиссию, комиссию содействия семье на предприятиях для решения вопросов о жизнедеятельности коллектива;

9.получать помощь от педагогического коллектива школы;

10.определять индивидуальный режим работы с детьми;

11.отказаться от поручений, лежащих за границей содержания его работы;

12.вести опытно-экспериментальную работу по вопросам профессиональной деятельности.

Формы работы КР с учениками:

1.по видам деятельности:

- учебная

- трудовая

- спортивная.

2.по способу влияния педагога:

- опосредованная

- непосредственная.

3.по времени проведения:

- кратковременная (от нескольких минут до нескольких часов)

- продолжительная (от нескольких дней до нескольких недель)

4.по времени подготовки: формы работы с/без включением учащихся в предварительную подготовку

5.по субъектным организациям:

- субъеты – ученики

- сотрудничество и взрослые, и учащиеся

- педагоги, родители, взрослые

6.по результату:

- информационный обмен

- выработка общего решения

- создание общественно значимого продукта.

7.по числу участников:

- индивидуальная форма. Как правило, связана с внеурочной деятельностью, общением КР и детей. Могут действовать в структуре других форм: беседа, консультация, обмен мнениями и т.д.

- групповая форма (Советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки). В этих формах КР проявляет себя как рядовой участник, либо как организатор. Его главная задача – помочь каждому проявить себя, создать условия для ощутимого «+» результата, развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений. Важную роль имеет личный пример демократично уважительного, тактичного отношения к окружающим.

- коллективная форма. КР взаимодействует с несколькими классами: общешкольные дела, конкурсы, спектакли, соревнования, концерты.

Роль у КР в зависимости от возраста учащихся и других фактов может быть: организация, воздействие примером, участие как новичка, совет, помощь.

Многообразие форм воспитательной работы порождает проблему их выбора. В ее решении рекомендуют следовать требованиям:

1.учитывать воспитательные задачи, так как каждая форма работы должна обеспечить их решение;

2.на основе задач определить содержание работы и основные виды деятельности учащихся;

3.составлять набор возможных способов решения поставленных задач с учетом имеющихся условий;

4.вовлекать школьников в поиск форм деятельности на основе коллективного целепологания;

5.обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.