logo
Краткий обзор лекций по теории воспитания

38. Управление развитием школы.

Любое ОУ представляет собой открытую сложно организованную систему, включающую взрослых и детей, их совместную деятельность и общение, среду. Находясь в постоянном активном взаимодействии с окружающей внешней средой школы испытывает на себе ее влияние. Это стимулирует ее к изменениям как к ответным реакциям на внешнее воздействие. При этом школа может вести себя:

1.пассивно приспособительно – пытается уследить за изменением среды, соответствовать ее требованиям, адаптироваться к ней;

2.активно приспособительно – стремится анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на происходящие в ней изменения

3.активно преобразующе – влиять на среду, выступая одновременно, как система адаптированная и как адаптирующая.

В любом случае, реагируя на изменение среды, школа развивается, что требует выстраивания определенной стратегии управления этим развитием.

Управление развитием школы – это целенаправленный процесс, призванный обеспечить наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств и как следствие этого - получения новых результатов образования.

Новшество – это новое средства, метод, методика, технология и т.д.

Инновация – это процесс освоения (внедрения) новшеств.

Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В процессе управления развитием школы реализуются основные функции управления.

Переводу школы из режима функционирования в режим развития способствует инновационная деятельность коллектива.

Условия перевода:

1.наличие концепции и программы развития школы

2.проведение в школе инновационной, опытно-экспериментальной работы

3.наличия сплоченного по общности целей коллектива

4.организация системы самоуправления

5.наличие системы эффективной научно-методической деятельности

6.наличие достаточной материально-технической базы

7.набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса

8.комплекс действия руководителя школы по ее подготовке к работе в режиме развития:

-изучение образовательных потребностей детей и родителей

-изучение возможностей педагогического коллектива к работе в инновационном режиме

-определение на перспективу типа школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности

-выбор системы обучения, воспитания, развития на каждой ступени

-выбор и структурирование режима работы школы

-определение приоритетных направлений развития и создание условий для их реализации.

Концепция – это система инновационных идей, проектов, реализация которых может способствовать развитию ОУ.

Требования к развивающейся школе:

1.возможность реализации учащимися своего права на образование, в соответствии со своими потребностями и способностями

2.эффективный профессионально-личностный рост педагогов

3.обеспечение руководителем ОУ условий для успешной деятельности учителя и ученика

4.работа коллектива в творческом режиме

5.отношение партнерства с внешними организациями

6.отношение сотрудничества, уважения, атмосферы успешности

Концепция развития школы должна отражать направленность управления развитием на обеспечение:

1.адекватного понимания потребностей и возможностей развития школы

2.постановки реалистичных идей и выработки перспектив

3.выбора реальных и эффективных способов их достижения

4.заинтересованности коллектива в достижении целей развития

5.надежность и контроль за ходом инновационной деятельности

Этапы разработки концепции:

1.Диагностика и анализ исходной ситуации

2.Выбор и формулировка основных идей развития школы. Разработка теоретических подходов ее реализации

3.Разработка моделей, программы развития школы

4.Разработка путей реализации созданной программы.