38. Управление развитием школы.
Любое ОУ представляет собой открытую сложно организованную систему, включающую взрослых и детей, их совместную деятельность и общение, среду. Находясь в постоянном активном взаимодействии с окружающей внешней средой школы испытывает на себе ее влияние. Это стимулирует ее к изменениям как к ответным реакциям на внешнее воздействие. При этом школа может вести себя:
1.пассивно приспособительно – пытается уследить за изменением среды, соответствовать ее требованиям, адаптироваться к ней;
2.активно приспособительно – стремится анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на происходящие в ней изменения
3.активно преобразующе – влиять на среду, выступая одновременно, как система адаптированная и как адаптирующая.
В любом случае, реагируя на изменение среды, школа развивается, что требует выстраивания определенной стратегии управления этим развитием.
Управление развитием школы – это целенаправленный процесс, призванный обеспечить наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств и как следствие этого - получения новых результатов образования.
Новшество – это новое средства, метод, методика, технология и т.д.
Инновация – это процесс освоения (внедрения) новшеств.
Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
В процессе управления развитием школы реализуются основные функции управления.
Переводу школы из режима функционирования в режим развития способствует инновационная деятельность коллектива.
Условия перевода:
1.наличие концепции и программы развития школы
2.проведение в школе инновационной, опытно-экспериментальной работы
3.наличия сплоченного по общности целей коллектива
4.организация системы самоуправления
5.наличие системы эффективной научно-методической деятельности
6.наличие достаточной материально-технической базы
7.набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса
8.комплекс действия руководителя школы по ее подготовке к работе в режиме развития:
-изучение образовательных потребностей детей и родителей
-изучение возможностей педагогического коллектива к работе в инновационном режиме
-определение на перспективу типа школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности
-выбор системы обучения, воспитания, развития на каждой ступени
-выбор и структурирование режима работы школы
-определение приоритетных направлений развития и создание условий для их реализации.
Концепция – это система инновационных идей, проектов, реализация которых может способствовать развитию ОУ.
Требования к развивающейся школе:
1.возможность реализации учащимися своего права на образование, в соответствии со своими потребностями и способностями
2.эффективный профессионально-личностный рост педагогов
3.обеспечение руководителем ОУ условий для успешной деятельности учителя и ученика
4.работа коллектива в творческом режиме
5.отношение партнерства с внешними организациями
6.отношение сотрудничества, уважения, атмосферы успешности
Концепция развития школы должна отражать направленность управления развитием на обеспечение:
1.адекватного понимания потребностей и возможностей развития школы
2.постановки реалистичных идей и выработки перспектив
3.выбора реальных и эффективных способов их достижения
4.заинтересованности коллектива в достижении целей развития
5.надежность и контроль за ходом инновационной деятельности
Этапы разработки концепции:
1.Диагностика и анализ исходной ситуации
2.Выбор и формулировка основных идей развития школы. Разработка теоретических подходов ее реализации
3.Разработка моделей, программы развития школы
4.Разработка путей реализации созданной программы.
- 21. Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.
- 22. Гражданское и духовно-нравственное воспитание.
- 23. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональная ориентация учащихся в воспитательном процессе.
- 24. Эстетическое воспитание (эв) школьников.
- 25. Физическое воспитание школьников.
- 26. Понятие о методе воспитания. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений.
- 27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
- 28. Понятие о методе воспитания. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
- 29. Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания.
- 30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
- 32. Понятие о воспитательной системе (вс). Структура и этапы ее формирования.
- 33. Классный руководитель (кр) в воспитательной системе школы.
- 34. Семья как педагогическая категория. Работа с семьей в процессе воспитания.
- Это во многом объясняет причину устойчивости «старого» в семейной психологии и объективную сложность прогнозирования направления развития семьи.
- 35. Государственная образовательная политика рф. Закон рф «Об образовании».
- 36. Гос и образовательные учреждения как компоненты системы образования в России.
- На ряду с законом «Об образовании» гос является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует:
- 38. Управление развитием школы.