logo
Краткий обзор лекций по теории воспитания

32. Понятие о воспитательной системе (вс). Структура и этапы ее формиро­вания.

Воспитание – особая сфера, которая не может рассматриваться как дополнение к обучению. Задача обучения не будет эффективно решена без выхода учителя в сферу воспитания. Поэтому современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают важнейшими составляющими ее педагогической системы.

Педагогическая система школы – это целенаправленная самоорганизующаяся система, основной целью которой является включение школьников в жизнь общества, их развитие как активных творческих личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы, ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).

Важность создания ВС определяется:

1.Интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязей компонентов педагогического процесса.

2.Расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды.

3.Экономией времени и сил педагогического коллектива, за счет преемственности целей, содержания и методов воспитания.

4.Созданием условий для самореализации и самоутверждения личностей учащихся, учителей и родителей.

ВС создаются усилиями всех участников педагогического процесса. Движущими силами их становления и развития являются противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами. Интеграцияпроявляется в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуации, в создании и преобразовании материальных элементов этой системы.Дезинтеграция– это нарастание групповых и индивидуальных различий, нарушение стабильности, разрушение материальных элементов системы.

Этапы:

1.Становление ВС.Заключается в отборе ведущих педагогических идей и формировании коллектива единомышленников. При этом компоненты системы еще работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочные. Преобладают организационные аспекты, ведется педагогический поиск, формируется стиль взаимоотношений, взаимодействие с окружающей средой чаще носит стихийный характер.

2.Обработка ВС.Происходит развитие школьного коллектива, органов самоуправления и соуправления, определение ведущих видов деятельности. Основная сложность в управлении ВС заключается в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллектива. Педагогической коллектив должен быть инициатором в жизни школьного коллектива.

3.Оформление ВС.Школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. В центре внимания: воспитание свободной, гуманной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Сложившаяся ВС накапливает и передает традиции, активно взаимодействует с окружающей средой.

4.Перестройка ВС. Может осуществляться революционным и эволюционным путем, и обусловлена усилением деинтегрирующих процессов, приводящих к кризису ВС. Причины кризиса: появление скуки; отсутствие новизны; формализация деятельности; минимальность творчества и т.д. Следствия кризиса: 1.смена ведущих видов деятельности; 2.возникновение новой ВС, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы; 3.исчезновение ВС.

Технология создания развит.ВС:

1.выявление ведущей идеи;

2.формулировка основных целей и задач;

3.разработка на их основе теоретической концепции;

4.конкретизация составляюших системы и механизмов их взаимодействия;

5.определение соответствующих теоретических концепций, педагогических технологий и возможности их реализации в рамках проектируемой системы, выявление необходимых условий;

6.воплощение теоретических построений на практике;

7.обоснование критериев оценки эффективности ВС.

В качестве критерия эффективности ВС школы может выступать:

1.упорядоченность жизнедеятельности школы;

2.наличие сложившегося единого школьного коллектива;

3.интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий;

4.уровень приближенности системы поставленным целям;

5.общий психологический климат, стиль взаимоотношений;

6.уровень воспитанности учащихся.