32. Понятие о воспитательной системе (вс). Структура и этапы ее формирования.
Воспитание – особая сфера, которая не может рассматриваться как дополнение к обучению. Задача обучения не будет эффективно решена без выхода учителя в сферу воспитания. Поэтому современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают важнейшими составляющими ее педагогической системы.
Педагогическая система школы – это целенаправленная самоорганизующаяся система, основной целью которой является включение школьников в жизнь общества, их развитие как активных творческих личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы, ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.
ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).
Важность создания ВС определяется:
1.Интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязей компонентов педагогического процесса.
2.Расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды.
3.Экономией времени и сил педагогического коллектива, за счет преемственности целей, содержания и методов воспитания.
4.Созданием условий для самореализации и самоутверждения личностей учащихся, учителей и родителей.
ВС создаются усилиями всех участников педагогического процесса. Движущими силами их становления и развития являются противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами. Интеграцияпроявляется в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуации, в создании и преобразовании материальных элементов этой системы.Дезинтеграция– это нарастание групповых и индивидуальных различий, нарушение стабильности, разрушение материальных элементов системы.
Этапы:
1.Становление ВС.Заключается в отборе ведущих педагогических идей и формировании коллектива единомышленников. При этом компоненты системы еще работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочные. Преобладают организационные аспекты, ведется педагогический поиск, формируется стиль взаимоотношений, взаимодействие с окружающей средой чаще носит стихийный характер.
2.Обработка ВС.Происходит развитие школьного коллектива, органов самоуправления и соуправления, определение ведущих видов деятельности. Основная сложность в управлении ВС заключается в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллектива. Педагогической коллектив должен быть инициатором в жизни школьного коллектива.
3.Оформление ВС.Школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. В центре внимания: воспитание свободной, гуманной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Сложившаяся ВС накапливает и передает традиции, активно взаимодействует с окружающей средой.
4.Перестройка ВС. Может осуществляться революционным и эволюционным путем, и обусловлена усилением деинтегрирующих процессов, приводящих к кризису ВС. Причины кризиса: появление скуки; отсутствие новизны; формализация деятельности; минимальность творчества и т.д. Следствия кризиса: 1.смена ведущих видов деятельности; 2.возникновение новой ВС, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы; 3.исчезновение ВС.
Технология создания развит.ВС:
1.выявление ведущей идеи;
2.формулировка основных целей и задач;
3.разработка на их основе теоретической концепции;
4.конкретизация составляюших системы и механизмов их взаимодействия;
5.определение соответствующих теоретических концепций, педагогических технологий и возможности их реализации в рамках проектируемой системы, выявление необходимых условий;
6.воплощение теоретических построений на практике;
7.обоснование критериев оценки эффективности ВС.
В качестве критерия эффективности ВС школы может выступать:
1.упорядоченность жизнедеятельности школы;
2.наличие сложившегося единого школьного коллектива;
3.интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий;
4.уровень приближенности системы поставленным целям;
5.общий психологический климат, стиль взаимоотношений;
6.уровень воспитанности учащихся.
- 21. Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.
- 22. Гражданское и духовно-нравственное воспитание.
- 23. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональная ориентация учащихся в воспитательном процессе.
- 24. Эстетическое воспитание (эв) школьников.
- 25. Физическое воспитание школьников.
- 26. Понятие о методе воспитания. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений.
- 27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
- 28. Понятие о методе воспитания. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
- 29. Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания.
- 30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
- 32. Понятие о воспитательной системе (вс). Структура и этапы ее формирования.
- 33. Классный руководитель (кр) в воспитательной системе школы.
- 34. Семья как педагогическая категория. Работа с семьей в процессе воспитания.
- Это во многом объясняет причину устойчивости «старого» в семейной психологии и объективную сложность прогнозирования направления развития семьи.
- 35. Государственная образовательная политика рф. Закон рф «Об образовании».
- 36. Гос и образовательные учреждения как компоненты системы образования в России.
- На ряду с законом «Об образовании» гос является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует:
- 38. Управление развитием школы.