На ряду с законом «Об образовании» гос является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует:
1.цели и задачи образования на каждом этапе;
2.содержание образования;
3.требования к качеству усвоения этого содержания.
Современные ГОС делятся на стандарты общего образования и высшего профессионального образования.
Функции стандарта:
1.социальное регулирование (сохранение единого образовательного пространства страны в условиях диверсификации);
2.увеличение качества обучения школьников;
3.гуманизация образования (четкое определение минимального объема требований открывает возможности для дифференциации образования, в соответствии с потребностями и интересами учащихся).
4.управления (дает возможность принимать управленческие решения на основе результатов диагностики качества обучения).
Структура ГОС:
1.Федеральный компонент (ведует Министерство образования).
2.Национально-региональный компонент (ведают органы управления на местах).
3.Компонент ОУ.
Структура ГОС формирует структуру базисного учебного плана (БУП) школы.
БУП – это основной государственный нормативный документ, являющийся частью ГОС для данного уровня образования.
На основе ГОС разрабатывается и образовательные программы (ОП), определяющие содержание образования на каждом конкретном уровне в данном ОУ.
Все ОП делятся на: общеобразовательные (ОО), профессиональные (П) и программы дополнительного образования (ПДО).
ОО программам направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создании основы для осознанного выбора и освоения ОП более высокого уровня. К ОО относятся программы:
1.Дошкольного образования
2.Начального общего образования (1 – 4 классы)
3.Основного общего образования(5 – 9 классы)
4.Среднего (полного) общего образования(10 – 11 классы)
Помимо них в ОУ могут реализовываться и ПДО (на факультативах, кружках, секциях).
ОП по учебным предметам делятся на:
1.типовые
2.авторские
3.рабочие (адаптированы к условиям конкретных ОУ)
4.индивидуальные
Различают следующие способы конструирования программ:
1.линейный (учебный материал распределяется на весь период обучения предмету без дублирования)
2.концентрический (предполагает возможность возврата в одному и тому же материалу в разные периоды обучения)
3.спиральный (предполагает постепенное расширение и углубление материала по теме)
ОУ – это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее 1 или несколько ОП и/или обеспечивающее воспитание и содержание обучающихся.
По организационно-правовым формам ОУ могут быть: государственными, муниципальными, негосударственными.
В зависимости от того, какие ОП реализуются, ОУ подразделяют на следующие типы:
1.дошкольный (главная функция: содержание и воспитание)
2.общеобразовательные
3.профессиональные
4.дополнительного образования детей и взрослых
5.специальные, коррекционные
6.учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ОУ каждого типа могут делиться на отдельные виды. Так общеобразовательные учреждения делятся на:
1.общеобразовательные школы (реализуют программу базового уровня образования)
2.гимназии - общеобразовательные учреждения, ориентированные на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Гимназии функционируют на базе 5 – 11 классов, образование в ней строится на широкой гуманитарной основе и с обязательным изучением нескольких (не менее 2) ИЯ.
3.лицеи – ООУ, открываемое на базе профильного ВУЗ, образуя с ним единый учебный комплекс. Функционируют на базе 8 – 11 классов. Предназначены для:
- проведения повышенной подготовки по отдельным предметам;
- осуществления ранней профилизации учащихся;
- подготовке учеников к осознанному выбору профессии, самостоятельному обучению в ВУЗе.
4. общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов – ООУ, дающие расширенную и углубленную подготовку по отдельным предметам и осуществляющая в силу этого раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для организации образовательного процесса могут привлекаться преподаватели ВУЗов, сотрудники НИИ, учреждений культуры и т.д. Обычно такие школы включают с 1 по 11 классы.
37. Органы управления образованием.
Управление – это деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль и регулирование объектов управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Объектами управления могут быть:
1.биологические системы
2.технические системы
3.социальные системы (СС)
Одной из СС является система образования, функционирующая в масштабах всей страны, края, области, города, района. В зависимости от того, какие структуры и какого уровня задействованы в практику управления его подразделяют на:
1.государственное
2.общественное
3.внутришкольное
Государственное управление(ГУ). Государственный характер системы образования определяет и ГУ в этой сфере. Оно предполагает единую государственную образовательную политику, зафиксированную в законе РФ «Об образовании». ГУ призвано обеспечить соблюдение прав граждан России на получение полноценного качественного образования независимо от: расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
ГУ обеспечивается соответствующими государственными органами:
1.Федеральные органы управления (ФОУ)(федеральный уровень управления). К ним относятся органы управления образования общегосударственного значения (Министерство образования и науки, государственная дума). К их ведению относятся вопросы стратегического характера:
1.формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2.разработка и реализация федеральной и международной программ развития образования;
3.разработка федерального компонента ГОС;
4.разработка и утверждение типовых положений об ОУ;
5.установление порядки их создания, реорганизации и ликвидации;
6.установление перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;
7.установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ;
8.установление порядка аттестации педагогического работника.
2.Органы управления образования субъектов РФ(уровень субъекта РФ). К сфере их компетентности относится:
1.формирование законодательства субъектов РФ в области образования;
2.разработка республиканских, региональных и иных программ развития образования;
3.разработка национально-регионального компонента ГОС;
4.определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования ОУ;
5.формирование бюджетов субъектов РФ, части расходов на образование и др.
3.Районные, городские и иные местные органы управления образованием (местный уровень). Для современной практики ГУ в сфере образования характерно усиление его децентрализации.
Децентрализация – это передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим. В этом случае ФОУ разрабатывают наиболее общие стратегические вопросы, а региональные и местные решают конкретные финансовые, кадровые, материальные и иные проблемы на местах.
Другой отличительной особенностью является переход от государственного к государственно-общественному управлению (ГОУ). Основная идея ГОУ заключается:
1.в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования;
2.предоставление учителям, учащимся и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм, методов обучения, типов ОУ.
Общественное управление. Общественный характер управления проявляется в создании соответствующих общественных органов, включающих представителей учительских и ученических коллективов, родителей, общественности. Проявлением общественного характера управления является деятельность коллективного органа – совета школы, функции которого определяются типовым положением об ООУ. Совет школы выбирается высшим руководящим органом школы – конференцией, проводимой не реже 2 раза в год. Конференция: избирает совет школы, его председателя, определяет сроки и полномочия; принимает устав ОУ. Делегатами с правом решающего голоса могут быть: учителя, учащиеся 2 и 3 ступени, родители.
Совет школы:
1.Организует выполнение решений конференции.
2.Определяет направление развития и пути повышения качества обучения.
3.Вместе с родителями обеспечивает социальную защиту учащихся.
4.Устанавливает возраст учащихся при приему в 1 класс.
5.Определяет необходимость и вид школьной формы.
6.Рассматривает отчеты о расходовании бюджетных средств.
7.Формируют и расходуют внебюджетный фонд.
8.Заслушивают отчеты по работе директора, его заместителя, отдельных педагогов.
9.Совместно с администрацией создают условия для улучшения педагогической подготовки родителей.
Важнейшими показателями повышения общественного характера управления служат:
1.Разгосударствление системы образования (создание не государственного ОУ).
2.Диверсификация ОУ (появление и развитие их различных типов).
Общее руководство не государственным ОУ осуществляет его учредитель или по его поручению, попечительский совет.
Внутришкольное управление(ВУ). ВУ – это целенаправленное сознательное взаимодействие учащихся и педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. ВУ направлено на управление школы (УШ).
УШ – это целенаправленная деятельность, в которой ее субъект по средствам решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала, а также ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.
Субъект управления – это ее учредитель, а также лицо, назначенное им, которое осуществляет стратегическое руководство, определяет целевые установки и конкретные задачи ОУ.
Предмет внутришкольного управления – деятельность по проектированию, руководству, обеспечению и контролю за эффективностью выполнения целевых установок и задач, поставленных субъектом управления.
Цель ВУ: обеспечение условий для повышения эффективности УВП и выполнения требований к функционированию ОУ, закрепленных в его уставе законодательных и нормативных актов.
Задачи ВУ:
1.целепологание и планирование
2.создание условий
3.распределение обязанностей
4.формирование отношений
5.подбор кадров
6.стимулирование деятельности и т.д.
Функции ВУ (составляют полный управленческий цикл):
1.планирование
2.ориентация
3.руководство
4.контроль
Управление:
1.функционированием школы→направленное использование уже имеющегося образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне→объект: УВП и его материально-техническое, финансовое, кадровое и иное обеспечение→ориентирована на настоящее
2.развитием школы→направлено на наращивание потенциала и повышение уровня его использования→объект: инновационные процессы и их обеспечение→ориентирована на будущее
ВУ воздействует на школу как на социально-педагогическую систему, как в ее целостности, так и на ее отдельные составляющие.
Составляющие системы:
1.системо-образующие факторы:
- цели совместной деятельности учителя и ученика
- образовательные результаты
2.условия функционирования системы:
- социально – педагогические – это устойчивые обстоятельства, определяющие состояние и развитие системы: общие (социальные, экономические, географические и др.) и специфические (особенности демографического состава, местонахождение школы, материально-техническая база).
временные (формируются особенностями возрастного, индивидуально-психологического развития учащихся).
Ступени ООШ:
1.начальная
2.основная
3.средняя
3.структурные компоненты(администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив и т.д.). Структурная иерархия школы как системы определяет разноуровневую систему управления ею:
1 уровень: директор школы, руководители совета школы, ученические комитеты и общественные организации, учредители совета школы.
2 уровень: заместитель директора, школьный психолог, социальный педагог, органы самоуправления.
3 уровень: учителя, воспитатели, классные руководители (выполняют управленческие функции по отношению к ученическим коллективам, родителям).
4 уровень: учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления.
4.функциональный компонент:
- педагогический анализ
- целеполагание
планирование
- организация
- контроль
- регулирование деятельности и т.д.
Общие принципы управления:
1.демократизация, гуманизация
2.системность, целостность
3.рациональность сочетания централизации и децентрализации
4.единство и наличие коллегиальности
5.единство объективности и полноты информации.
- 21. Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.
- 22. Гражданское и духовно-нравственное воспитание.
- 23. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональная ориентация учащихся в воспитательном процессе.
- 24. Эстетическое воспитание (эв) школьников.
- 25. Физическое воспитание школьников.
- 26. Понятие о методе воспитания. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений.
- 27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
- 28. Понятие о методе воспитания. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
- 29. Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания.
- 30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
- 32. Понятие о воспитательной системе (вс). Структура и этапы ее формирования.
- 33. Классный руководитель (кр) в воспитательной системе школы.
- 34. Семья как педагогическая категория. Работа с семьей в процессе воспитания.
- Это во многом объясняет причину устойчивости «старого» в семейной психологии и объективную сложность прогнозирования направления развития семьи.
- 35. Государственная образовательная политика рф. Закон рф «Об образовании».
- 36. Гос и образовательные учреждения как компоненты системы образования в России.
- На ряду с законом «Об образовании» гос является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует:
- 38. Управление развитием школы.