logo
с 26 по 50

27. Принципы воспитания личности

Принципы ВП (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Принципы, на которые опирается ВП, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

Общественная направленность воспитания.

В различные времена содержания этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. Принципиальное положение – воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочнение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания.

Следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним.

Связь воспитания с жизнью, трудом.

Общественно полезный труд – это одно из важнейших средств социализации личности, включения в её систему общественных отношений. Правильная реализация принципа требует от педагога:

Опора на положительное.

Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа:

Гуманизация воспитания.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, ещё один важный принцип – гуманизации. Он требует:

Личностный подход.

Во всех педагогических руководствах подчёркивается значение двух принципов: учёта возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Личностный подход понимается как опора на личные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

Единство воспитательных целей.

Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанником согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4