logo
с 26 по 50

26. Процесс воспитания, его специфика и структура.

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс = ВП). Воспитание – непрерывный процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющие формирование личности, нужной и полезной обществу. В современном понимании ВП – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

ВП имеет ряд особенностей:

- процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

- процесс многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Субъективные факторы, выражающие внутренние потребности личности, соответствуют объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогают успешно решать задачи воспитания.

- деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Сложность ВП заключается в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Также сложность ВП обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

- длительность. По сути, он длится всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, т.к. нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Для ВП характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воспитательного взаимодействия.

- непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если ВП прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании человека, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

- процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов ВП, подчинённое идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое взаимодействие должно иметь комплексный характер.

- вариативность (неоднозначность) и неопределённость результатов. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом оказывает большое влияние на его ход и результаты.

- двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идёт в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4