26. Процесс воспитания, его специфика и структура.
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс = ВП). Воспитание – непрерывный процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющие формирование личности, нужной и полезной обществу. В современном понимании ВП – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
ВП имеет ряд особенностей:
- процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
- процесс многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Субъективные факторы, выражающие внутренние потребности личности, соответствуют объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогают успешно решать задачи воспитания.
- деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Сложность ВП заключается в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Также сложность ВП обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
- длительность. По сути, он длится всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, т.к. нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Для ВП характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воспитательного взаимодействия.
- непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если ВП прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании человека, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
- процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов ВП, подчинённое идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое взаимодействие должно иметь комплексный характер.
- вариативность (неоднозначность) и неопределённость результатов. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом оказывает большое влияние на его ход и результаты.
- двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идёт в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 26. Процесс воспитания, его специфика и структура.
- 27. Принципы воспитания личности
- 28. Содержание процесса воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в рб.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников
- Условия воспитания культуры умственного труда личности:
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.
- 38.Технологии и формы воспитательной работы.
- 39.Школьная среда и ее влияние на развитие личности.Ученический коллектив и методика его формирования.
- 40.Формирование положительной концепции я-ученика.
- 41.Методы воспитания и их классификация
- 42.Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи
- 43.Личность современного учителя и ступени его проф.Роста
- Профессиональная умелость
- 44.Функции и содержание деятельности классного руководителя Воронов с 60
- 45. Пед.Мастерство и его структура
- 46. Пед. Общение, его функции и структура. Культура пед.Общения
- 48. Пед.Конликты и их преодоление
- 49.Основы управления современной школой
- 50. Метод.Работа в школе и аттестация пед. Кадров