logo
Экзамен по инд

Нарушение звукопроизношения

 

         С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью  речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.

 

Норма усвоения звуков (по годам):

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э П Б М

И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж Ч Щ

Л  Р

 

  

          Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

   Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:

  свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ

  шипящие -  Ш, Ж

  аффрикаты – Ц, Ч, Щ

  сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  заднеязычные – К, КЬ,  Г, ГЬ, Х, ХЬ

  звонкие согласные

  мягкие согласные

   У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

   У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или  полиморфное.

   В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

·  искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)

·  отсутствие звука в речи ребенка (например, коова  вместо корова)

·   замена одного звука другим (колова).

 

   Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:

·   полное неумение произнести звук

·   правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т.е. недостаточная автоматизация звука

·   смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков

   Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в  результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

   Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).

   В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.  

     Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда и родителей будет зависеть успешное  обучение ребенка в школе.

20. Первым этапом является осмотр строения всех органов, образующих артикуляционный аппарат: губы, язык, зубы, челюсти, небо.

При осмотре логопед должен оценить, соответствует ли строение норме, имеет ли дефекты строения аппарат. Возможно обнаружение следующих аномалий развития:

1) губы могут быть толстые, мясистые, малоподвижные, короткие;

2) язык – толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку;

3) прикус – прогения, прогнотия, косой, открытый передний, боковой глубокий, шейный;

4) зубы в зубном ряду стоят на больших расстояниях друг от друга или заходят друг на друга, повернуты вокруг своей оси, отсутствие верхних или нижних резцов;

5) нёбо узкое и высокое («готическое» нёбо) или плоское и низкое;

6) челюсти могут выдаваться вперед (верхняя или нижняя). На втором этапе оценивается подвижность органов артикуляционного аппарата. Обследуемому предлагается сделать различные упражнения по подражанию: дотянуться кончиком языка до носа или подбородка, облизать губы, дотянуться до мочки правого или левого уха, сделать язык «лопаточкой»? широким, распластанным или трубочкой, или узким, долго удерживать кончик языка поднятым вверх, двигать язык вправо и влево в быстром и в медленном темпе, втягивать глубоко в рот; широко улыбаться и делать губы трубочкой, меняя ритм движений, открывать широко рот, выдвигать вперед нижнюю челюсть. При выполнении упражнений логопед должен оценить точность, быстроту, плавность движений артикуляционного аппарата, и насколько быстро и точно осуществляется переход от одного движения к другому.

Третий этап – оценивается звукопроизношение. Во время этого обследования логопед должен оценить умение ребенка произносить звуки изолированно и в произносимой речи. При обследовании необходимо замечать неточности звукопроизношения; замену звуков, смешение, искажение звуков в изолированном произношении и в самостоятельной речи. Должно быть выявлено произношение слов различной слоговой структуры, наличие перестановки, выпадения звуков или слогов.

Для выявления нарушений произношения звуков в словах нужно использовать набор специальных картинок с изображением различных предметов. Названия предметов и ситуаций должны иметь различную слоговую структуру и звуковой состав: состоящие из большого количества слогов, со стечением согласных, с труднопроизносимыми для обследуемого звуками, занимающими различное местоположение. Наиболее простым способом выявления дефектов речи является демонстрация ребенку картинок с изображением различных предметов, в словесном обозначении которых определенный звук находится в начале, середине или в конце слова, со стечением согласных.

При проверке звука «с»: сова, оса, троллейбус;

Ш: шина, мишка, ковш;

Л: лебедь, полка, елка, мел;

К: сок, кошка, лодка;

Г: груша, огонь, телега;

Р: рыба, дорога, топор;

Х: халат, мох, муха;

З: зубы, корзина, арбуз и т. д.

При невозможности произнесения звука в составе слова предлагается произнести звук изолированно, слоги с этим звуком, выражение вслед за логопедом. После проведения вышеуказанных мероприятий становится ясно, отклонение в произношении каких звуков имеет место. Важное значение имеет соблюдение правильного произношения звуков в фразовой речи, а не в одном слове.

Для определения данного параметра необходимо предложить ребенку произнести несколько раз фразы, в которых несколько раз повторяется исследуемый звук. Например, поговорки, пословицы, потешки, четверостишия.

При проведении диагностического анализа звукопроизношения необходимо обратить внимание, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи, в словах и фразах. Возможно, когда ребенок правильно произносит изолированные звуки, и в словах и фразах заменяет на другие. Например, «у зука много нозек». Поэтому обязательно нужно проводить анализ произношения звуков во фразовой речи. Для проведения точного анализа нарушений речи необходимо иметь в арсенале картинки с изображением предметов и ситуаций.

Для каждого ребенка необходим определенный набор картинок, в зависимости от сложности фраз и слов по фонематическому составу. Например: у Марины малина – м – н; солнышко на окошке – с – ш.

Логопед может предложить ребенку повторять фразы и слова отраженно.

Следующим этапом обследования является анализ слоговой структуры слова. У детей кроме неправильного произношения фонем возможны трудности в произношении слов, состоящих из многих слогов и слов со стечением согласных. Изменения слоговой структуры слова представлены перестановкой, пропуском, добавлением звуков и слогов. Логопед должен обращать особое внимание, как ребенок произносит слова с различной слоговой структурой: слова многосложные, состоящие из похожих звуков, со стечением согласных в начале, середине и конце слова.

Обязательным компонентом диагностики является анализ фонематического восприятия. После того как логопед оценит правильность произношения звуков, нужно выяснить слуховое восприятие звуков и их дифференциацию. Наибольшее значение имеет различие звуков, сходных по артикуляции или близких по звучанию.

Необходимо оценить произношение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов («са» – «ша», «ша» – «жа», «са» – «уа»). Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слуховую дифференциацию проверяют следующим образом: если ребенок услышит условно заданный слог или звук, он должен сделать определенное действие. Например, поднять руку. Следующим действием логопеда должно быть определение, различает ли ребенок на слух разные по смыслу слова, но сходные по звучанию (тень – день – пень; кошка – ножка). Можно предложить ребенку при произношении логопедом определенного слова поднимать картинку. При выполнении этого задания можно оценить не только фонематическое восприятие, но и степень развития внимания и слуховую память. При проведении всех этапов логопедического обследования можно получить всю необходимую информацию о причине, характере и тяжести нарушения речи и определить методы коррекции дефекта.

Кроме общих принципов диагностики для каждого нарушения речи имеются дополнительные методы. К ним относят обследование мимической мускулатуры лица, наличие парезов и параличей. Отмечают выраженность и симметричность носогубных складок, плотность смыкания губ и форму линии рта, наличие непроизвольных движений мимической мускулатуры (тики, гиперкинезы). Проверяют, нет ли поражения черепно-мозговых нервов. Ребенка просят нахмурить лоб, зажмурить глаза, высунуть язык; оценивают умение держать закрытым рот, наличие содружественных движений (синкенций). Проводить диагностику следует при различных нагрузках, в покое и многократном повторении.

Двигательная функция должна оцениваться качественно, т. е. полноценно или неполноценно выполняется движение.

Нужно отмечать время начала выполнения движения, истощаемость движения, изменение скорости движения, плавности, объема и выполнение содружественных движений.

При повышении нагрузки на мышцы могут быть обнаружены латентные формы пареза. Специалист, который осматривает ребенка, должен оценить, как осуществляется акт глотания и жевания, есть ли поперхивания, необходимы сведения о кормлении ребенка в период новорожденности и младенческом возрасте.

Для того чтобы оценить состояние мягкого нёба, нужно провести осмотр: поднимание нёбной занавески при произнесении звука «а», наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при надавливании шпателем на корень языка или мягкое нёбо).

При наличии пареза или паралича наблюдается изменение дыхания и голосообразования. Появляются носовой оттенок голоса, осиплость, дыхание неритмичное, поверхностное. Паралич языка мягкого нёба всегда накладывает отпечаток на выполнение функции языка и, как следствие, вторичное нарушение артикуляции язычных звуков. Если язычок свисает неподвижно и расположен симметрично, это говорит о двустороннем парезе, при отклонении в сторону имеет место односторонний парез. При диагностике необходимо учитывать трудности в артикуляции, которые могут усугубляться при возбуждении, утомлении, усложнении содержания речи в смысловом и грамматическом отношении.

Для выявления у ребенка способности восприятия ритмической структуры слова используют следующее: можно попросить ребенка прохлопать количество слогов в произнесенном слове.

При обследовании детей с ринолалией кроме общих аспектов (артикуляционного и фонологического) существуют особые моменты, на которые следует обратить внимание при обследовании. Например, при ринолалии обследование звуков начинается с проверки изолированного произношения звуков, затем произношение звуков в слогах и словах, в фразовой речи. Необходимо обратить особое внимание на степень назальности при произношении гласных и согласных звуков, и имеют ли место компенсаторные «гримаски». При логопедическом обследовании важным является повторение ребенком звуков или слогов, сильно отличающихся друг от друга артикуляционно, а затем схожих. Необходимо отмечать, получается у ребенка моторное переключение с одного звука на другой, а также появление «усредненного» произношения звуков (вместо «к» и «г» произносится полузвонкий). Логопед обследует умение произносить односложные и многослоговые слова. Выявляются звуки в словах, в которых нарушается слоговая структура. Характер нарушения слогового состава может быть следующим:

1) сокращение числа звуков (вместо черепаха–чепаха);

2) упрощение слогов (вместо плавать–пьявать);

3) уподобление слогов (вместо ботинки–босиньки);

4) добавление числа слогов (вместо кувырком–кувывырнком);

5) перестановка слогов и звуков (вместо молоток–мотолок). Логопед группирует выявленные дефекты, руководствуясь фонетической классификацией:

1) отсутствие звука;

2) искажение звука;

3) замена звука;

4) смещение звука.

При осмотре строения артикуляционного аппарата отмечают, имеют ли место расщепление верхней губы, укорочение губы, послеоперационные рубцы, расщепление твердого нёба – субмикозная расщелина.

При общем недоразвитии речи у детей необходим выявление навыков связной речи, объема пассивного и активного словарного запаса.

Это уровень развития грамматической правильности речи, фонетического слуха и восприятия.

Анализ речевого развития проводят в процессе игры. Выявленные отклонения нужно сравнить с возрастной нормой ребенка. Необходимо востребовать заключение специалистов о состоянии органа слуха и интеллектуальном развитии.

Анализ словарного запаса включает выявление количества существительных, глаголов, прилагательных и употребление их в произносимой самостоятельной речи.

При обследовании детей с заиканием, кроме основных моментов обследования, необходимы медицинское заключение врача-психоневролога или невропатолога, сведения о беременности матери ребенка и о периодах жизни с момента рождения. Необходимо установить природу заикания: функциональное или органическое.

21. Причины, которые вызывают у ребенка нарушение произношения звуков, можно разделить на основные и дополнительные.

Основные причины нарушения звукопроизношения:

— нарушение подвижности речевых органов;

— нарушение речевого слуха;

— короткая уздечка языка.

Эти неблагоприятные особенности являются самостоятельными дефектами и принудительно формируют у ребенка нарушение звукопроизношения.

— нарушение общей подвижности ребенка;

— нарушение речевого выдоха;

— нарушение голоса.

Эти особенности сами по себе не являются болезненными проявлениями, а только предрасполагают ребенка к возникновению и закреплению у него недостатков произношения.

Существуют также различные способы неправильного произношения звуков.

• Благоприятные способы произнесения звуков.

Они указывают на то, что нормативное произношение этих звуков ребенок, скорее всего, сможет освоить самостоятельно.

• Неблагоприятные способы произнесения звуков.

Эти способы произнесения указывают на то, что эти звуки само-произвольно у ребенка вряд ли появятся.

Основные причины нарушений звукопроизношения

1. НАРУШЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ

При ограниченной подвижности мышц правильное произношение у ребенка самостоятельно не появится. Если у ребенка нормальная подвижность речевых мышц, значит, с этой стороны у него нет препятствий для формирования правильного звукопроизношения.

2. НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Ребенок может путать близкие или даже далекие по звучанию звуки. Близкими по звучанию считаются следующие звуки: Звуки из групп свистящих и шипящих. Ребенок может смешивать между собой следующие пары звуков: [с — ш], [з — ж], [ц — ч]. Звуки внутри группы свистящих. Ребенок в разных комбинациях может не различать между собой звуки [с, з, ц]: ([с — ц], [с — з], [з - ц]). Звуки внутри группы шипящих. Ребенок может не различать меж¬ду собой звуки [ш — ж], [ш — щ], [ч — щ] и другие комбинации пар шипящих. Сонорные звуки. Ребенок может не различать между собой звуки [Р — л], [л — и], [р — и]. Твердые и мягкие парные звуки. Ребенок может смешивать, например, звуки [л — л'], [м — м'], [с — с'] и др.

Далекими по звучанию считаются звуки, принадлежащие к разным группам (например, сонорные далеки от шипящих или свистящих звуков). Это значит, что различить на слух звуки в паре [с — р] намного легче, чем в паре [с — ш].

Сначала проверьте различение ребенком близких между собой звуков, если обнаружите, что он их путает, проверьте более далекие звуки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЧЕВОГО СЛУХА ( предлагаемый, как образец тест рассчитан на различение между собой звуков [р — л].)

1) Вы произносите различные звуки, среди которых встречаются зву¬ки [р] и [л], например [л], [р], [з], [б], [м], [р] и т. д. Задание 1. Когда ребенок слышит звук [р], он должен поднять руку. Задание 2. Когда ребенок слышит звук [л], он должен поднять Руку.

2) Вы произносите друг за другом различные слоги, среди которых встречаются слоги, начинающиеся со звуков [р] и [л], например [ра], [ды], [ло], [ну], [рэ], [зы] и т. д. Произносить нужно внятно, с упором на первый звук и по возможности тянуть его. Задание 1. Аналогично предыдущему заданию 1. Задание 2. Аналогично предыдущему заданию 2.

Результаты и рекомендации.

1. Ребенок путает между собой близкие звуки. Значит, у него есть небольшое нарушение речевого слуха.

2. Ребенок смешивает далекие между собой звуки. Тогда у него есть более серьезное нарушение речевого слуха.

В обоих случаях нужно будет восстановить речевой слух ребенка с помощью специальных упражнений. Иначе у него будет складываться и закрепляться только неправильное произношение звуков. Если речевой слух ребенка сильно нарушен, желательно обратиться к логопеду.

2. КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА ЯЗЫКА

Уздечка языка выглядит как жгутик под языком, соединяющий его нижнюю поверхность с дном ротовой полости. При ее недостаточной длине ребенок не может правильно произносить звуки, требующие подъема языка верх (шипящие и [р]). Попросите ребенка открыть рот, как при произнесении звука [э]. Ребенок должен доставать кончиком языка до альвеол и до оснований верхних зубов. Уздечка считается укороченной, если язык ребенка до этих мест не дотягивается. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите, как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Если же у ребенка недостаточная подвижность мышц, вы увидите, как он не справляется именно с мышцами, например его язык дрожит, дергается, опускается вниз, отклоняется в сторону. ( уздечка языка легко растягивается в результате выполнения определенного комплекса артикуляционных упражнений).

Дополнительные причины нарушений звукопроизношения

Неблагоприятные особенности, которые мы будем рассматривать, возникают у ребенка в результате психологического неблагополучия.

1. НАРУШЕНИЕ ОБЩЕЙ ПОДВИЖНОСТИ РЕБЕНКА

Все движения человека взаимосвязаны, поэтому очень важным условием для развития правильного звукопроизношения является состояние мышц ребенка в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч и шеи). В естественном состоянии мышцы не напряжены: расслабленные руки висят как плети, грудная клетка спокойно покачивается на диафрагме (и плечи при этом чуть ссутулены). Когда не напряжены мышцы шеи, голова чуть-чуть свешивается вперед или в сторону. Такие мышцы не распространяют вокруг себя лишних напряжений. Зажатые же мышцы передают свое напряжение речевым мышцам, и органы речи оказываются неспособными к мелким, точным и тонким речевым движениям. Сам склад характера ребенка — застенчивость, робость, повышенная эмоциональность, возбудимость, нервность создают для него тот неблагоприятный психологический фон, на котором формируются мышечные зажимы. Перегруженность ребенка информацией, зрелищами усиливает его внутреннее напряжение, которое опять же выходит наружу в виде всевозможных мышечных зажимов. Ребенку может передаваться и тревога окружающих. На него отрицательно действует неровное общение с ним. Очень зажатый ребенок держится прямо и напряженно, про таких детей иногда говорят: «будто шпагу проглотил». Движения его приобретают скованность. От природы ребенок может быть очень подвижным, но из-за напряженных мышц его подвижность оказывается не координированной, угловатой и неуклюжей. Особенно сильно зажаты плечи, при этом они приподняты. Это напряжение распространяется на другие, находящиеся поблизости мышцы. Поэтому шея у ребенка тоже оказывается напряженной и может быть «задвинутой» назад, иногда даже до образования «второго подбородка». Напряженными оказываются мышцы губ и щек и вообще вся мимическая мускулатура — от этого возникает избыточная лицевая мимика. Зажатые, приподнятые плечи обязательно вызывают нарушение дыхания, оно становится поверхностным, ключичным, в то время как для речи нужно брюшное дыхание.

Попробуйте напрячь плечи, и вы сразу почувствуете, как сама собой напряглась шея, одновременно как бы «застыли» и «отяжелели» нижняя челюсть и губы, а глаза округлились и уставились куда-то в пространство перед собой. Обратите также внимание на то, как изменилось при этом ваше дыхание. Вот это и есть та исходная позиция, из которой ребенок чаще всего пытается начинать говорить.

Признаки зажатости мышц:

• Напряжения мышц плеч проявляются в их приподнятости и недостаточной подвижности. Может возникнуть впечатление, что голова у ребенка «втянута» в плечи.

• Напряжения мышц шеи проявляются в слишком прямой посадке головы и нарушении голоса — голос становится высоким (писклявым).

• Напряжения мышц грудной клетки проявляются в ключичном дыхании, когда ребенок дышит верхней частью грудной клетки, которая «ходит» у него вверх-вниз.

• Напряжения мимических мышц проявляются в напряженной мимике. Ребенок «выпучивает» глаза, широко открывает рот

В результате мышечных напряжений у ребенка нарушаются голос и речевой выдох.

2. НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА

Признаки нарушенного речевого выдоха:

• Носовой оттенок в произношении. Обнаружить его можно следующим образом. Ребенок должен произносить какое-нибудь слово (в словах не должно быть звуков [м], [н] и [б]). После того, как он уже начнет произносить, нужно зажать ему нос пальцами (если сделать это до начала произнесения, это может спровоцировать у ребенка подачу воздуха в нос). Заранее предупредите ребенка о своем намерении. Пальцами вы ощутите толчки воздуха в зажатых ноздрях ребенка, на слух назализация также станет заметной.

• Грассирующий звук [р].

• Произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука [л] с горловым призвуком (напоминающим звуки [х — г]).

3. НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА

Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос — заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже) довольно низкий, с хрипотцой.

Нарушенный голос выше, чем должен быть в нормальном состоянии, и это всегда добавляет речи ребенка налет излишней «детскости».

Когда ребенок говорит, возникает ощущение, что его голос звучит только в горле и звонко резонирует в голове. Повышение голоса часто сопровождается еще манерой начинать речь с твердой атаки. Ребенок может даже смеяться с твердой атаки, то есть с отрывистого, высокого горлового звука. Нормальный же голос звучит в той или иной мере хрипловато и бархатно, при этом резонируют не только ротовая и носовая полости (голова), но и грудная клетка.

Повышенный голос может вызывать ускорение темпа речи, а это также отрицательно влияет на формирование у ребенка правильного звукопроизношения.

Признаки нарушенного голоса:

• Высокий, пронзительный голос.

• Восходящая интонация (когда голос повышается к концу фразы)

• Ускоренный темп речи.

• Слишком громкий голос.

Способы неправильного произношения звуков

БЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1. Ребенок вообще не выговаривает некоторых звуков, пропускает их в речи. Например, звуки [л] и [р] могут пропускаться в речи полностью или напоминать неясный (наподобие [ы]) гласный звук. Свистящие и шипящие в этом случае произносятся как выдох с неотчетливым шипяще-свистящим призвуком.

2. Ребенок все время по-разному произносит один и тот же звук.

3. Ребенок произносит звуки смягченно (при этом звуки [л] и [р] он может произносить как более или менее внятный [и]).

4. Звук произносится нечетко, так что трудно сказать, на какой звук он больше похож (например, [с] произносится как смягченный свистящий, но в то же время с шипящим призвуком; [ш] — одновременно напоминает [ф]). К этому случаю не относятся звуки, произношение которых отчасти напоминает [х].

5. Звуки заменяются на губные аналоги (шипящие, свистящие и [р] напоминают неясные [ф — в]).

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1. У ребенка сформировалось «французское» произношение звука [р], в этом случае нормативное произношение этого звука у него самопроизвольно возникнуть не сможет. Есть риск того, что и другие звуки будут формироваться дефектно. Способ произношения указывает на нарушенный речевой выдох.

2. Один и тот же звук постоянно заменяется на другой звук (может быть дефектно произносимый), например [с] — на [ш], или наоборот. Тогда все звуки этого вида (в нашем случае свистящие или шипящие) будут произноситься аналогичным образом. Способ произношения может указывать на недостаточный речевой слух.

3. Шипящие, свистящие, звуки [р] и [л] произносятся с призвуком звука [х] или заменяются на этот звук.

4. При произнесении свистящих и [л] язык ребенка высовывается между зубами. Способ произношения указывает на нарушение подвижности речевых органов.

5. Речь ребенка звучит неблагозвучно, неряшливо и неопрятно. Это может указывать на нарушение подвижности его речевых органов.

Если вы нашли у ребенка неблагоприятные способы произнесения звуков, с ним обязательно нужно заниматься профилактикой закрепления в речи неправильного произношения. Если же у ребенка благоприятные способы произношения звуков, то нормативное звукопроизношение, скорее всего, сформируется у него самостоятельно.

Предупреждение у детей дефектного произношения звуков

• В первую очередь нужно устранить у ребенка основные причины формирования неправильного произношения:

— улучшить у него подвижность речевых органов;

— исправить речевой слух;

— растянуть уздечку языка.

• Одновременно с этим нужно устранить и дополнительные причины формирования неправильного произношения:

— научить ребенка управлять мышцами своего тела;

— исправить у него речевой выдох;

— поставить голос.

22.

23.