logo
Экзамен по инд

7. Схема логопедического обследования

1. Собеседование начинается с цели посещения, жалоб; родителей и ребенка. 2. Осуществляется ознакомление с педагогической документацией. 3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой, психический). При этом особое внимание обращают на: • предречевые вокализации (гуканье, гуление); • появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; • качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношен ие). 4. Проводится объективное исследование ребенка. 4.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, создаются правильные отношения к обследованию: выявляются интересы ребенка, его любимые занятия, игры, особенности представлений об окружающем. 4.2. Исследуются невербальные функции: изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), устанавливаются наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности. 4.3. Исследуются сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам. 4.4. Исследуется предметный гнозис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами). 4.5. Исследуются буквенный гнозис и праксис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами) 4.6. Исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа). 4.7. Исследуется импрессивная речь — понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, Дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с Различными приставками и т. п.), понимание слов (противоположных по значению, близких по значению). 4.8. Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся: ♦ фонематический анализ — выделение звука на фон«И слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость—глухость, мягкость—твердость, 1 свистящие—шипящие и т. п.); ♦ фонематический синтез — составление слов из последовательно данных звуков, составление слов из звуков,  данных в нарушенной последовательности; ♦ фонематические представления — придумать слово на определенный звук. 4.9. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат: ♦ строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений — тонус, активность, объем движения, точность выполнения,  длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии); ♦ состояние звукопроизношения — изолированный вариант, в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов; ♦ словарный состав языка — самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, подбор синонимов, антонимов родственных слов, выявление общих категориальных названий. Отмечаются: соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления слов. При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем; i ♦ грамматический строй речи. Отмечаются: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и  более), характер употребления предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние функции словообразования, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных), образование названий детенышей животных, образование глаголов с помощью приставок. 4.10. Исследуется состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.): отмечается логическая последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря. 4.11. Исследуются динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый). 5. Анализируется состояние письменной речи. 5.1. Исследуется навык письма (по представленным письменным работам в школьных тетрадях): ♦ выявляются навыки звукового анализа и синтеза; ♦ отмечаются особенности звукового анализа и синтеза; ♦ отмечаются особенности слухоречевой памяти; ♦ проверяются слуховая дифференциация фонем; ♦ проверяется состояние динамического праксиса; ♦ определяется ведущая рука (пробы А. Р. Лурия на ле-ворукость и скрытое левшество); ♦ анализируются разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо); ♦ отмечаются особенности почерка; ♦ отмечается характер дисграфических и орфографических ошибок. 5.2. Исследуется навык чтения: ♦ выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы; ♦ отмечается способность правильно называть буквы; ♦ выявляется способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены); ♦ отмечается характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное); ♦ выявляется понимание прочитанного; ♦ отмечается отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать). 6. Составляется логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи. 7. Формулируются рекомендации

8.

9. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. Чаще выделяют следующие этапы:

1.      Подготовительный этап

2.      Этап постановки звука

3.      Этап автоматизации звука

4.      Этап дифференциации звуков

Эти этапы определяются целями и задачами коррекционной работы.

При составлении индивидуальных занятий надо помнить, что занятие должно быть четко структурировано. Оно должно включать в себя:

·         развитие артикуляционной моторики;

·         формирование воздушной струи;

·         развитие фонематического восприятия;

·         отработку произносительного навыка (в зависимости от этапа работы над звуком);

·         отработку лексико-грамматических конструкций;

·         развитие неречевых психических процессов;

·         развитие мелкой моторики.

Составляя конспект занятия, следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а затем в словах.

Лексический, грамматический материал, игры и упражнения на развитие психических процессов подбираются с учетом речевых возможностей ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевая работа строится на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения включают в себя отрабатываемый звук.

Особенностью индивидуального занятия на этапе постановки звука является то, что подходы к постановке звука проводятся в течение занятия неоднократно (не менее 3х раз). Эти подходы чередуются с заданиями по реализации других целей.

Кроме того, следует принимать во внимание и ведущую деятельность дошкольника - игру. Это значит, что индивидуальные логопедические занятия, как и любые другие занятия с дошкольниками (а также и с младшими школьниками), должны включать в себя сюрпризные моменты, увлекательные задания и упражнения, в ходе выполнения которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

Приведем некоторые игровые приемы, которые можно использовать при составлении индивидуальных занятий на различных этапах работы над звуком.

Этапы работы над звуком

 

Подготовительный этап

 

Артикуляционная гимнастика

Сказка о Веселом Язычке

Жил - был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался. (Вот так!) Открыл он однажды широко двери своего домика. (Вот так широко!), вышел, погрелся на солнышке. (Вот такой плоский, ленивый!) Потом пошел дальше, дальше. (Вытянулся вперед вот так!) Посмотрел Язычок на солнышко, посмотрел под ноги, потянулся вверх, наклонился вниз. (И еще разок, вот так!)

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часы: маятник на часах бегал из стороны в сторону. (Вот так!) «Пора пить чай» - подумал Язычок. Он достал свою любимую чашечку. (Вот такую!) На чай к Язычку зашел Индюк. И для него нашлась чашечка. (Вот такая!) Индюк выпил чай и весело заболботал. (Вот так!)

Потом друзья вместе пошли к Лошадке. Она весело скакала и цокала копытами. (Вот так!) Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать. (Вот так!)

Устал Веселый Язычок, вернулся домой, лег спать, а во сне увидел Индюка, Лошадку и новый барабан. (При необходимости эти упражнения можно повторить для закрепления)

 

История «Про Машу»

В одном домике живет девочка Маша. Дом стоит за ровным, красивым забором. (упр-е «Забор») Чтобы зайти во двор, нужно открыть ворота.(упр-е «Ворота») Домик у Маши красивый, с круглыми окошечками.(упр-е «Окошко») Сегодня Маша печет блины. (упр-е «Блинчик») Блины горячие, их нужно остудить. (упр-е «Подуй на блинчик») К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку. (упр-е «Чашечка») Чай горячий, Маша дует на чай. (упр-е «Фокус») Блины Маша ест с вареньем. Варенье вкусное, Маша облизывает верхнюю губку. (упр-е «Вкусное варенье») Выглянуло солнышко и Маша прикрыла окошко шторкой. (упр-е «Парус») Ветерок дует на шторку. (упр-е «Подуй на парус»), а Маша слушает, как шторка шуршит: шшш.

Игрушки - дразнилки

В комплект к игрушке прилагаются широкий и плоский языки. Логопед манипулирует игрушкой, объясняя ребенку артикуляционное упражнение.

 

Гимнастика в стихах

«Чашечка»

Язык широкий покажи

И края приподними.

Получилась чаша

С очень вкусной кашей.     

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть опущу.

«Вкусное варенье»

Дала мама в воскресенье

Очень вкусное варенье.

Мы все кушали, старались,

Наши губки замарались     

«Красим потолок»

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Маляру мы помогаем,

Ниже челюсть опускаем.

Что мы видим - покажем

«Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Маляр». Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») небо.

«Чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать языком (как цокает копытами лошадка)

Фонематическое восприятие

Веселые стихи. Логопед читает ребенку стихи, насыщенные звуком, произношение которого нарушено у ребенка и подготовка к постановке которого ведется.  

Свистящие стихи

Слоненок удивил ребят,

Слоненок встал на самокат.

Немного покатался

И … самокат сломался.      

Рычащие стихи

Рыбке рак ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

Шипящие стихи

Для Мишутки - малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И на ушко Маше скажет:

Спасибо!       

Гудящие стихи

Мышка мыла мылом нос,

Мыла уши, мыла хвост.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

 

Антошка учится говорить. Ребенок слушает слова и показывает картинку лишь тогда, когда логопед называет ее правильно.

Масына - нашина - машина - мафына - машима - машина

Фамолет - санолет - самолет - самонет - тамолет - самолет

Послушай и покажи. Логопед поочередно называет слова, а ребенок работает с парами соответствующих картинок, показывая ту, название которой он услышал. Картинки подбираются на звук, постановка которого предстоит, и смешиваемые либо сходные по звучанию звуки.

Где шапки?

А где тапки?

Где Жучка?

А где ручка?

Где лучок?

А где жучок?

Формирование воздушной струи. Используя тот или иной игровой прием, логопед отрабатывает необходимый для конкретного звука способ подачи воздушной струи.

1.      «Забей» мяч в ворота.

2.      Кто спрятался за ширмой?

3.      Листья летят.

4.      Веселый султанчик.

5.      Помоги бабочке.     

6.      Послушная катушка.

7.      Высушим белье       

8.      Чей шар выше?

9.      Веселые гонки        

10.  Достань яблочко

11.  Сдуй снежинку.      

12.  Веселая регата.

Игровые приемы постановки. Волшебная палочка, волшебная лопаточка - ими могут оказаться в руках логопеда зонд или шпатель. А чтобы процесс постановки звука не оказался для ребенка однообразным и скучным можно использовать следующие игровые приемы.

1.      Бродим в камышах, по лесу (ш)

2.      Накачаем колесо (с)

3.      Учим змейку шипеть (ш)

4.      Каша варится (ш)

5.      Веселая пила (л)

6.      Отправляемся в полет, дальнее плавание (л)

7.      Учим щенка (тигренка) рычать (р)

8.      Ремонтируем машину (р)

Примечание: Эти упражнения можно использовать как при постановке звука (механическим способом или по подражанию), так и при закреплении изолированного произнесения звука.

Закрепление изолированного произнесения поставленного звука

 

Звукам подражаем

1.      Веселый моторчик (р-р-р)

2.      Мышка шуршит в норке ( ш-ш-ш)

3.      Пила пилит и поет (л-л-л)

4.      Чайник закипает (с-с-с)

Какой звук потерялся?

·         *ыба

·         *ампа

·         *апка

·         *анки

·         *оза

·         *ошадь

·         *уба

·         *умка

Ребенок слушает слова, при необходимости сопровождаемые показом картинок, и называет потерявшийся (пропущенный логопедом) звук.

Доскажи словечко

·         забо...

·         Его...

·         кома...

·         помидо...

Ребенок произносит звук, который не договаривает при демонстрации картинки логопед.

Антошка научился рычать (шипеть, свистеть…)

Ребенок демонстрирует правильное произнесение поставленного звука.

Звери в зоопарке (ребенок может рычать, как тигр: р-р-р, трубить, как слон: л-л-л, шипеть, как змея: ш-ш-ш и т.д., закрепляя поставленный звук).

Фонематическое восприятие

Берегись автомобиля (услышав звук р ребенок показывает красный кружок : л,д, р, з, к, р…).

Кораблик в тумане (услышав гудок кораблика: л-л-л, ребенок зажигает маяк - желтый кружок: м, н, л…).

Горшок каши (услышав, что каша плывет из горшка, шипит: ш-ш-ш, ребенок звонит в «волшебный» колокольчик).

Жук в ладошке (услышав, что жук зажужжал в ладошке: ж-ж-ж, ребенок раскрывает ладошку, «выпуская» жука).

Какой шарик лопнул? (ребенок указывает на тот шарик, который выпускает воздух и свистит: с-с-с).

Поймай комарика (услышав комарика: з-з-з, ребенок хлопает в ладоши).

Автоматизация звука в слогах

 

Игровые упражнения

1.      Цветы для мамы

2.      Щелкаем орешки

3.      Веселый футбол

4.      В цирке

5.      Играем на пианино

6.      Домик для гномика

Забивая мячи, составляя букет, выкладывая домик из палочек и т.д., ребенок проговаривает слоги с автоматизируемым звуком.

Доскажи словечко. Логопед начинает слово, а ребенок договаривает его заданным отрабатываемым слогом.

·         Ли (са)

·         О (са)

·         Ко (са)

·         Ве (сы)

·         Ча (сы)

·         Бу (сы)

·         Ка (ша)

·         Ми (ша)

·         Гру (ша)

·         У (ши)

·         Гру (ши)

·         Мы (ши)

Картинки - половинки

Логопед кладет на стол одну часть разрезной картинки и начинает слово, ребенок кладет другую часть, составляет картинку и заканчивает словослогом с автоматизируемым звуком (иг-ла, пи-ла).

Помоги Незнайке. Логопед проговаривает чистоговорку, а ребенок договаривает последний слог.

1.      Са, са, са - у Светы русая ко…

2.      Ла, ла, ла - у Милы острая иг…

3.      Ша, ша, ша - мама кормит малы…

4.      Ра, ра, ра - гуляет в парке детво…

Фонематическое восприятие

Поймай мячик - Наряди елочку. Ребенок берет мяч или игрушку только в том случае, если услышит слог с отрабатываемым звуком.

Собери бусы - Орешки для белочки. Ребенок нанизывает бусинку или предлагает белочке орешек тогда, когда услышит звук (например Л: ма, но, лу, вы, ло...)

Повтори, не ошибись - Какая песенка лишняя?

·         Ла - ло - ла - ло

·         Ры - ры - ро - ры    

·         Фа - фа - са - фа

·         Во - во - во - ло

Примечание: Ребенок, выделяя из ряда слогов со звуком, смешиваемым с отрабатываемым, лишний слог, проговаривает его вслух

Автоматизация звука в словах

 

Игровые упражнения

Картинки из шкатулки - Мешок с игрушками. Ребенок называет картинки, игрушки, названия которых включают автоматизируемый звук.

Собери и назови - Строим дом, Веселый поезд - Едем по дорожке. Ребенок из картинок строит дом или дорожку, проговаривая названия картинок.

Мостик через речку - Поднимаемся по лесенке. Поднимаясь по лесенке или выстраивая мостик из «дощечек», ребенок называет, припоминая, слова с автоматизируемым звуком.

Волшебный волчок - Развешиваем флажки. Ребенок называет картинки, на которые указывает волчок, или картинки, которые нанесены на «праздничные» флажки.

Фонематическое восприятие

Наличие звука

1.      Выберем картинки для Маши

·         Кто поедет в поезде?

·         Кто живет в Зоопарке?

2.      Разложим игрушки по ящикам

·         Что положим в чемодан?

·         Зажги фонарик

Ребенок слушает слова, реагируя на слова с отрабатываемым звуком, или отбирает картинки и игрушки, в названии которых есть заданный звук, по ходу или в конце упражнения проговаривая все слова.

Шифровальщик (слово с заданным звуком ребенок обозначает символом № 1, а слово без заданного звука символом № 2).

Место звука в слове

1.      В каком домике живет Маша (Шура, Малыш)?

2.      Зажигаем в окнах свет

В этих заданиях ребенок должен определить место заданного звука: в начале, в середине или в конце слова. Например, в 1-ом домике живет слово со звуком Ш в начале, во 2-ом домике слово со звуком Ш в середине, а в 3-ем домике в конце.

Новоселье в Зоопарке (расселить по 3-м клеткам рысь, тигра и носорога).

Соберем урожай в корзины (разложить по корзинам свеклу, капусту и редис).

Уберем одежду в комод (разложить по ящикам свитер, рубашку, сарафан).

Лексико - грамматические конструкции

Гномик в магазине. Гномику нужны не большие, а маленькие предметы.

·         Стол-столик

·         Сумка-сумочка

·         Стакан-стаканчик

·         Слива-сливка

Кто у кого? Кто с кем?

·         Лисенок у лисы

·         Слоненок у …

·         Щенок у …

·         Поросенок у …

·         Волчица с волчонком

·         Лосиха с …

·         Слониха с …

Удивлю народ - скажу наоборот. Что у нас получится?

·         Сильный - слабый

·         Худой - …

·         Низкий - …

·         Мокрый - …

·         Из соломы - соломенный

·         Из лука - …

·         Из полотна - …

  Из яблок - …

Помоги Незнайке посчитать

·         1 рыба, 2…, 3…, 4…, 5…

·         1 ведро, 2…, 3…, 4…, 5…

Вариант: Подскажи Незнайке

Как правильно:

·         5 рыбы или 5 рыб?

·         2 ведров или 2 ведра?

Цветной телевизор (цвета «настройки»: розовый, красный, оранжевый, черный и бордовый). Ребенок называет картинку на экране, указывая ее цвет:

·         морковь (какая?) … (оранжевая)

·         шарф (какой?) … (розовый)

·         свитер (какой?) … (бордовый)

·         ведро (какое?) … (черное)

·         роза (какая?) … (красная)

Чей это хвост?

·         У собаки хвост чей? - … (собачий)

·         У волка хвост чей? - … (волчий)

·         У зайца хвост чей? - … (заячий)

Мила играет, а Слава повторяет

·         Мила бегала и Слава бегал.

·         Мила танцевала и Слава …

·         Мила рисовала и Слава …

По улице слона водили…

Слон из Зоопарка вышел и по улице (что сделал? … пошел). По всему городу (что сделал? … прошел). Слон к речке (что сделал? … подошел), в речку (что сделал? … вошел), в речке искупался и из речки (что сделал? … вышел). На обратном пути увидел дерево, вокруг дерева (что сделал? … обошел) и вернулся в Зоопарк.

Развитие психических процессов

1.      На что это похоже? (развитие воображения)

2.      Бусы для мамы (развитие мышления)

Ребенок должен установить закономерность в расположении бусинок и продолжить составление бус, называя каждую бусинку-картинку.

Наши игрушки (развитие памяти)

Миша Паша Гриша Даша

Игрушки убрать и попросить ребенка вспомнить: Что у Миши? Паши? Чем играл Гриша? и т.д.

1.      Что лишнее на полке? (развитие мышления)

2.      Наведем в комнате порядок (развитие внимания)

Ребенок, рассматривая и узнавая наложенные друг на друга изображения, проговаривает слова с автоматизируемым звуком.

Пройди по дорожке и запомни путь (развитие памяти)

Ребенок из картинок, названия которых включают в себя отрабатываемый звук, выкладывает дорожку, проговаривая каждое слово. Переворачивает картинки, а затем, возвращаясь по дорожке, припоминает каждую картинку.

Автоматизация в предложениях

 

Поломанный телефон

Ребенок громко, четко повторяет за логопедом фразы, чистоговорки, сказанные ему шепотом.

Поиграем в « Эхо»

Ребенок повторяет за логопедом поговорки, пословицы, чистоговорки, предложения.

Подскажи Незнайке

·         Миша везет кошка на машина.

·         Рома рубит дрова топор.

·         Соня посадила собака на стул.

·         Клава съел сладкий яблоко.

Подружи слова (составление предложений по опорным словам).

·         Рома, рыба, ведро

·         Света, слива, стакан

·         Маша, кошка, шарик

·         Мила, иголка, платье

Телемастер (озвучивание сюжетных картинок, т.е. составление предложений по картинкам).

Любопытная Варвара (ответы на вопросы по содержанию сюжетных картинок).

Подбери слово - повтори фразу (можно использовать предметные картинки).

·         Клава мыла куклу (чем?) … (мылом)

·         В подполье спряталась маленькая (кто?) … (мышка)

·         Рома рубит дрова (чем?) … (топором)

·         Собака грызет вкусную (что?) …(косточку)

Раз - словечко, два - словечко (распространение предложений по вопросам).

Маша шьет. (Что шьет? Кому? Чем? и т. д.)

Веселый поезд (при составлении поезда ребенок должен объяснить логическую связь между двумя соседними картинками, составив при этом предложение).