2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:
упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой)
-
Открыть рот и закрыть.
-
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
-
Открыть рот и закрыть.
-
Надуть щеки и расслабить.
-
Открыть рот и закрыть.
-
Движения нижней челюсти вбок.
-
Открыть рот и закрыть.
-
Втянуть щеки и расслабить.
-
Открыть рот и закрыть.
-
Нижними зубами закусить верхнюю губу
-
Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.
гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф. Архиповой)
-
Надувание обеих щек одновременно.
-
Надувание щек попеременно.
-
Втягивание щек в ротовую полость.
-
Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
-
Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
-
Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
-
Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
-
Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
-
Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
-
Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
-
Имитация полоскания зубов.
-
Нижняя губа под верхними зубами.
-
Верхняя губа под нижними зубами.
-
Чередование двух предыдущих упражнений.
-
Вибрация губ (фырканье лошади).
-
При выдохе удерживать губами карандаш.
пассивная гимнастика для мышц языка - создание положительных кинестезии в мышцах (мет. О.В.Правдиной)
Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажатием руки взрослого. . Пассивное движение должно проводится в 3 стадии: 1 - вход в позицию (собрать губы ), 2 -продержать позицию, 3 - выход из позиции. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один - два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции.
Примерный комплекс пассивной гимнастики:
-
Губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;
-
Указательным пальцем левой руки приподнимают верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимают нижнюю губу до уровня верхних резцов и просят ребенка дуть;
-
Язык помещается и удерживается .между зубами;
-
Кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;
-
Голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.
активная артикуляционная гимнастика - улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений; Важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.
Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова
-
Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
-
Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
-
Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
-
- растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
-
- поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
-
- высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7; - высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
-
- положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
-
– придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.
Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова
-
Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
-
Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.
-
Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
-
Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
-
Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)
-
Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
-
Попеременно сделать язык широким, затем узким.
-
Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
-
Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
-
Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
-
Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).
- Работа над интонационной выразительностью речи.
- Упражнения для выработки интонационной выразительности речи.
- 2. Этап дифференциации звуков речи
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- Логопедическая карта для диагностики дислалии
- Логопедическая карта для диагностики заикания
- Логопедическая карта для диагностики дизартрии
- Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (онр, зрр, алалия)
- Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса
- 7. Схема логопедического обследования
- Этапы работы над звуками
- Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
- Уточнение движений органов артикуляционного аппарата
- Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию
- Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)
- Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- 12. Структура перспективного плана работы с детьми онр
- Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
- 19. Нарушение звукопроизношения -
- При каких заболеваниях возникает нарушение звукопроизношения:
- Нарушение звукопроизношения
- 24. Звук э
- 25. Этап постановки звука. Способы постановки.
- Общие положения
- 27. Этап дифференциации звуков речи
- Второй синдром дизартрии — синдром нарушений речевого дыхания.
- Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.
- 1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет е.Ф. Архиповой)
- 2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:
- 3) Развитие мелкой моторики рук:
- 4) Развитие общей моторики и двигательной координации:
- 5) Нормализация голоса и речевого дыхания:
- 6) Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной л.В.:
- 7) Преодоление сенсорных нарушений:
- 8) Развитие временных представлений.
- 9) Развитие фонематического слуха по мет. Т.А. Ткаченко, л.В. Лопатиной, н.В. Серебряковой
- 31. Роль артикуляционной гимнастики
- 38. Предупреждение нарушений письма и чтения