Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Неделя | № занятия | Тема занятия | Задачи | Развитие психологической базы речи | |||||||||||
Сентябрь | |||||||||||||||
I II | Фронтальное обследование | ||||||||||||||
| Формирование операций фонематического восприятия | ||||||||||||||
III | 1 | Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные - согласные звуки | Осознание детьми фонемной структуры слова на слух | Развитие пространственных представлений (правая и левая части тела). Развитие логического мышления | |||||||||||
| 2 | Определение позиции звука | Формирование понятия о том, что слово представляет линейную последовательность фонем. Представление о первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове |
| |||||||||||
IV | 3 | Звуковой состав слова. Гласные звуки и буквы | Характеристика гласных. Дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова | Развитие временных представлений |
| ||||||||||
| 4 |
| Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Работа над ударением в словах с выделенными гласными | Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса |
| ||||||||||
Октябрь |
| ||||||||||||||
I | 5 | Звуковой состав слова. Дифференциация гласных А - О | Развитие внимания |
| |||||||||||
| 6 | Дифференциация гласных О - У | Развитие зрительной памяти |
| |||||||||||
II | 7 | Дифференциация гласных Ы - И | Развитие слуховой памяти |
| |||||||||||
| 8 | Дифференциация гласных Е - Ю | Развитие пространственных представлений (ориентировки в окружающем пространстве) |
| |||||||||||
III | 9 | Дифференциация гласных Е - Я | Формирование операций сравнения |
| |||||||||||
| 10 | Звуковой состав слова. Согласные звуки и буквы | Характеристика согласных. Выделение согласных из начала, конца, середины слова | Развитие наблюдательности |
| ||||||||||
IV | 11 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами А - Я | Развитие мышления |
| ||||||||||
| 12 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами О - Ё | Развитие временных представлений |
| ||||||||||
Ноябрь |
| ||||||||||||||
I | Каникулы |
| |||||||||||||
II | 13 | Звуковой состав слова. Согласные звуки и буквы | Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами У - Ю | Развитие слухового внимания |
| ||||||||||
| 14 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Ы - И | Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) |
| ||||||||||
III | 15 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э - Е |
|
| ||||||||||
| 16 | Дифференциация согласных П - Б |
|
| |||||||||||
IV | 17 | Дифференциация согласных Т - Д | Развитие зрительной памяти |
| |||||||||||
| 18 | Дифференциация согласных В - Ф |
|
| |||||||||||
Декабрь |
| ||||||||||||||
I | 19 | Дифференциация согласных К - Г | Развитие пространственных представлений |
| |||||||||||
| 20 | Дифференциация согласных С - 3 |
|
| |||||||||||
II | 21 | Дифференциация согласных Ш - Ж | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве) |
| |||||||||||
| 22 | Дифференциация согласных Ш - С |
|
| |||||||||||
III | 23 | Дифференциация согласных Ч - Ш |
|
| |||||||||||
| 24 | Дифференциация согласных Ч - ТЬ |
|
| |||||||||||
IV | 25 | Дифференциация согласных Ч - Щ |
|
| |||||||||||
| 26 | Дифференциация согласных Щ - СЬ |
|
| |||||||||||
Январь |
| ||||||||||||||
I II |
| Каникулы |
|
| |||||||||||
III | 27 | Дифференциация согласных Ц - С | Развитие временных представлений |
| |||||||||||
| 28 | Дифференциация согласных Ц - Т |
|
| |||||||||||
IV | 29 | Дифференциация согласных Ц - Ч |
|
| |||||||||||
| 30 | Дифференциация согласных Р - Л |
|
| |||||||||||
Февраль |
| ||||||||||||||
I | 31 | Дифференциация согласных М - Н |
|
|
| ||||||||||
Формирование звуко-буквенного анализа |
| ||||||||||||||
| 32 | Алфавит | Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв | Развитие пространственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса |
| ||||||||||
II | 33 |
| Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв |
|
| ||||||||||
| 34 |
| Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв |
|
| ||||||||||
III | 35 | Запись слова | Закрепление умения записывать слово моделями, графическими знаками | Развитие внимания |
| ||||||||||
| 36 |
|
|
|
| ||||||||||
IV | 37 | Правила правописания | Практическое усвоение узловых правил правописания. Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличках животных и т.д | Формирование буквенного гнозиса |
| ||||||||||
| 38 |
| Правописание сочетаний ЖИ - ЩИ |
|
| ||||||||||
Март |
| ||||||||||||||
I | 39 | Правила правописания | Правописание сочетаний ЧА - ЩА |
|
| ||||||||||
| 40 |
| Правописание сочетаний ЧН - ЧК |
|
| ||||||||||
II | 41 |
| Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ |
|
| ||||||||||
| 42 |
| Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов |
|
| ||||||||||
Формирование операций лексика -синтаксического анализа предложений |
| ||||||||||||||
III | 43 | Предложение | Формирование представления о том, что предложение является линейной последовательностью слов, о первом слове предложения | Формирование буквенного гнозиса |
| ||||||||||
| 44 |
| Формирование представления о законах предложения | Развитие временных представлений |
| ||||||||||
IV | 45 |
| Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу, концу | Формирование зрительного гнозиса |
| ||||||||||
| 46 |
| Формирование умений определять количество слов в предложении |
|
| ||||||||||
Апрель |
| ||||||||||||||
I | Каникулы |
| |||||||||||||
Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза |
| ||||||||||||||
II | 47 | Предложение | Развитие анализа структуры предложения | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве) |
| ||||||||||
| 48 | Слоговой анализ и синтез | Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова |
|
| ||||||||||
III | 49 | Фонематический анализ и синтез | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Выделение первого и последнего звука из слова |
|
| ||||||||||
| 50 |
| Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) |
|
| ||||||||||
IV | 51 |
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем |
|
| ||||||||||
| 52 | Закрепление |
|
|
| ||||||||||
Автоматизация бизнес процессов - сайт визитка. |
| ||||||||||||||
Май |
| ||||||||||||||
I | 53 | Дифференциация твердых и мягких согласных | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | Формирование буквенного гнозиса |
| ||||||||||
| 54 | Два способа обозначения мягкости согласных | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
|
| ||||||||||
II | 55 |
| Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И | Развитие временных представлений |
| ||||||||||
| 56 | Разделительный мягкий знак | Дать детям представление о разделительном мягком знаке |
|
| ||||||||||
III | Фронтальное обследование |
|
|
13.
14. Логопедические занятия в начальной школе
Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка.
Основные направления работы:
Коррекция произношения
Развитие навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова
Обогащение лексического запаса
Овладение грамматическими категориями
Развитие связной речи
Коррекция произношения:
Артикуляционный массаж
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах
Дифференциация смешиваемых звуков
Развитие навыков звукового анализа:
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза – основа грамотного письма и чтения. Различные упражнения и игры направлены на закрепление умения услышать в слове различные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности, выделить место каждого звука в слове.
Слоговой анализ:
Тесно связана со звуко–буквенным анализом работа над слоговым анализом и синтезом. Она включает деление слов на слоги, уточнение их последовательности, выделение ударных слогов, составление слов из различных слогов и др.
Словарная работа:
Важно привлечь внимание детей к значению и оттенкам значения слова, способам словообразования, различным группам слов. Дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, связывать изменения в звуковом составе слова с изменениями смысла слова.
Развитие грамматического строя речи:
Задачами данного раздела коррекционной работы являются следующие:
учить детей правильно строить простые и сложные предложения,
наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях,
распространять предложениями второстепенными и однородными членами.
В процессе обучения учащиеся овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).
Развитие связной речи:
Развитие связной речи идет на материале сюжетных картин, серий сюжетных картин, пересказе, сочинениям с использованием различных техник рисования, игр-драматизаций, упражнений на развитие выразительности речи.
Предупреждение и исправление ошибок письма и чтения:
Все виды работ, описанные выше, направлены на предупреждение и исправление ошибок письма и чтения, но в работе используются и специфические логопедические упражнения. Например, работа со слоговыми таблицами различной сложности, чтение с рамкой, чтение с повтором, чтение «елочкой», составление слов из букв разрезной азбуки, вставление нужной буквы, исправление ошибок в тексте и др.
Развитие зрительно-моторной координации:
Очень важный этап коррекционной работы – это развитие зрительно – моторной координации, т.е. совокупной деятельности зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. От успеха в этой работе во многом зависит предотвращение и исправление ошибок письма и чтения, связанных с зеркальностью, заменой сходных по оптико – пространственным признакам букв.
Связь логопеда с родителями
Индивидуальные консультации (показ упражнений артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы)
Занятия с детьми (просмотр и обсуждение индивидуальных и подгрупповых занятий)
Домашние задания (артикуляционная гимнастика, закрепление правильного произношения в слогах, слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах)
15.
16.
17. Чтобы правильно строить работу по формированию звукопроизношения и тем более по его исправлению, необходимо знать, как образуются звуки. Все звуки речи делятся на 2 основные группы: гласные и согласные. Это деление основывается как на акустических, так и на артикуляционных признаках. Акустически звуки речи делятся на тоновые и шумные. К тоновым относятся гласные; тональные характеристики в них резко преобладают над шумовыми. В согласных, наоборот, резко преобладают шумовые характеристики. В особую группу из согласных выделяются сонорные согласные, которые образуются при помощи голоса и незначительного шума. По артикуляционным признакам гласные являются звуками, при образовании которых выдыхаемая воздушная струя легко проходит через ротовую полость. Звучание гласного зависит от объема и формы резонатора, например полости рта и глотки. В образовании определенной формы резонатора рта главную роль играет язык (степень и место подъема языка), а также участие или неучастие губ. При образовании согласных звуков выдыхаемая воздушная струя встречает разнообразные преграды в ротовой полости, образуемые различными органами артикуляционного аппарата (губами, языком). При подборе материала для работы по звукопроизношению необходимо учитывать орфоэпические правила русского языка.
Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk - волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.
В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - "“Как она пла-авает!”" - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения. Этот признак - суммарная энергия произнесения - важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными - взрывными, шумными и аффрикатами. Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов). кит – пакт – кепка – папа – сито мал – нам – лавр – мама – норма - рама Основа гласных звуков - тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи - гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-у-у!"); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.
Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта. Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков - согласных (также как и губы). Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции. И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.
Cогласные звуки - это звуки, обязательным условием образования которых является наличие препятствия на пути воздушной струи в полости рта или при ее выходе наружу. В результате трения воздуха о стенки препятствия возникает шум, отличающий согласный звук от гласного, который формируется только с помощью тона. Одни согласные звуки образуют только шум (эти согласные называются глухими), в образовании других наряду с шумом участвует и тон (это - звонкие согласные). Кроме этого в образовании как глухих, так и звонких может быть использовано кратковременное прекращение звучания - смычка артикуляторных органов, перекрывающая поток воздуха, которая на слух воспринимается как пауза.
Согласные звуки русского языка отличаются от гласных по нескольким параметрам:
1) для производства согласных звуков обязательно наличие сужения в какой-либо части артикуляторного тракта на пути прохождения воздушной струи из легких наружу - в таком сужении образуется непериодический (негармонический) звук, который человеческое ухо воспринимает как шум; при произнесении гласных звуков струя воздуха свободно проходит через полость рта;
2) сужение в артикуляторном тракте на пути прохождения воздушной струи приводит к тому, что согласные звуки по своей суммарной энергии в целом менее интенсивные, чем гласные;
3) для производства согласных звуков требуется произвести достаточно сложный комплекс языковых движений, в то время как гласные звуки произносятся при более однообразной форме языка; отсюда - разное распределение напряженности в участках артикуляторного тракта: для гласных звуков характерно разлитое по всему пути артикуляции звука напряжение, для согласных звуков напряженность концентрируется в месте образования преграды.
В отличие от гласных никакие согласные звуки в русском языке не образуют слог и не участвуют в формировании ударения.
Взаимодействие особенностей артикуляции согласных звуков определяет принципы их классификации в русском языке.
18.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
- Упражнения для выработки интонационной выразительности речи.
- 2. Этап дифференциации звуков речи
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- Логопедическая карта для диагностики дислалии
- Логопедическая карта для диагностики заикания
- Логопедическая карта для диагностики дизартрии
- Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (онр, зрр, алалия)
- Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса
- 7. Схема логопедического обследования
- Этапы работы над звуками
- Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
- Уточнение движений органов артикуляционного аппарата
- Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию
- Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)
- Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- 12. Структура перспективного плана работы с детьми онр
- Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
- 19. Нарушение звукопроизношения -
- При каких заболеваниях возникает нарушение звукопроизношения:
- Нарушение звукопроизношения
- 24. Звук э
- 25. Этап постановки звука. Способы постановки.
- Общие положения
- 27. Этап дифференциации звуков речи
- Второй синдром дизартрии — синдром нарушений речевого дыхания.
- Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.
- 1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет е.Ф. Архиповой)
- 2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:
- 3) Развитие мелкой моторики рук:
- 4) Развитие общей моторики и двигательной координации:
- 5) Нормализация голоса и речевого дыхания:
- 6) Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной л.В.:
- 7) Преодоление сенсорных нарушений:
- 8) Развитие временных представлений.
- 9) Развитие фонематического слуха по мет. Т.А. Ткаченко, л.В. Лопатиной, н.В. Серебряковой
- 31. Роль артикуляционной гимнастики
- 38. Предупреждение нарушений письма и чтения