37 Урок: сущность, классификация, структура и типы уроков, нестандартные уроки, подготовка к уроку
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. Одна из важнейших особенностей традиционного урока заключается в том, что учитель прежде всего озабочен организацией своей деятельности на уроке, а не деятельностью учащихся.
Традиционной считается классификация по дидактическим целям и месту в общей системе уроков.
1 Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:
2 Уроки закрепления знаний:
3 Уроки обобщения и систематизации изученного.
4 Уроки формирования и закрепления умений и навыков.
5 Уроки проверки знаний:
6 Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов.
Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия.
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
1.организационный этап
2.этап проверки домашнего задания
3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятитю нового материала
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап первичной проверки понимания изученного
6.этап закрепления изученного
7.этап применения изученного
8.этап обобщения и систематизации
9.этап контроля и самоконтроля
10.этап коррекции
11.этап информации о домашнем задании
12.этап подведения итогов занятия
13.этап рефлексии
Типологией по основному способу (форме) проведения их подразделяют на уроки: в форме беседы; лекции; экскурсии; киноуроки; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; сочетание различных форм занятий.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Подготовка учителя и учащихся к уроку
В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный.
Предварительная подготовка к уроку состоит в: изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы; ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и объяснительной запиской к ней; в ознакомлении с содержанием с учебников и учебных пособий, с опытом работы других учителей; анализе личного опыта в предшествовавшие периоды; в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании.
Перед началом учебного года учитель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отводимых учебным планом на изучение данного предмета, и расписания учебных занятий. При этом определяется тема каждого урока содержание и основные виды работ, выполняемых на уроке.
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. План урока (иногда его называют рабочим планом урока в отличие от тематического плана) необходим для каждого учителя. Различается обычно только его объем от подробного конспекта у начинающего учителя . Лучше для своих первых уроков составлять подробный конспект с указанием детального содержания и описанием хода урока и всех своих действий.
- 1 Дидактика, предмет дидактики
- 2 Основные дидактические понятия
- 4. Законы и закономерности обучения.
- 5. Принципы обучения
- 6. Образование как целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития
- 7. Сущность процесса обучения, его цели
- 8. Функции обучения
- 9. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса.
- 13. Дидактические системы и модели обучения
- 14. Развивающее обучение
- 15. Проблемное обучение
- 16. Личностно-ориентированное обучение
- 19 Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план
- 20 Цели обучения
- 21 Методы и приемы обучения: подходы к определению сущности понятий
- 22 Классификация методов обучения
- 23 Критерии выбора методов обучения
- 24 Современные методы обучения
- 25 Средства обучения: сущность, функции, классификация
- 1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
- 26 Виды средств обучения и их характеристика.
- 27 Педагогические технологии: подходы к определению, сущность, структура, критерии, классификация.
- 28 Характеристика технологий обучения: технология полного усвоения (тпу), технология разноуровневого обучения (тро).
- 33 Модель концентрированного обучения
- 34 Авторские школы
- 35 Формы организации обучения: сущность, классификация, история возникновения
- 36 Классно-урочная форма организации обучения
- 37 Урок: сущность, классификация, структура и типы уроков, нестандартные уроки, подготовка к уроку
- 39 Домашняя работа учащихся
- 40 Диагностирование обучаемости
- 41 Образовательное учреждение: понятие, типология и общая характеристика. Инновации в образовании