22 Классификация методов обучения
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
1. Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности(И.Я.Лернер,М.Н.Скаткин)
Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.
Выделяются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный):знания учащимся предлагаются в готовом виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний.
Репродуктивный: знания предлагаются в готовом виде; учитель сообщает и объясняет знания; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; прочность обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий.
Проблемное изложение – метод перехода от исполнительской к творческой деятельности: на первом этапе учитель показывает ученикам путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца.
Частично-поисковый: знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают , решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы…
Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Имеет место открывающая беседа.
Исследовательский: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе разрешения проблемы; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интесивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной прочностью, действенностью.
2. Классификация методов обучения предложенная акдемиком Ю.К.Бабанским:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические - источники; индуктивные и дедуктивные- логика; репродуктивные и проблемно-поисковые – мышление; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя – управления.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
3.Классификация методов обучения по источникам знаний (Н.М.Верзилин, Е.Я Голант,Е.И.Петровский):
1.Практический: опыты, упражнения , учебно-производительный труд, дидактические игры.
2.Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учеников.
3. Словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж.
4.Работа с книгой: чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана.
5. Видеометод: просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль.
- 1 Дидактика, предмет дидактики
- 2 Основные дидактические понятия
- 4. Законы и закономерности обучения.
- 5. Принципы обучения
- 6. Образование как целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития
- 7. Сущность процесса обучения, его цели
- 8. Функции обучения
- 9. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса.
- 13. Дидактические системы и модели обучения
- 14. Развивающее обучение
- 15. Проблемное обучение
- 16. Личностно-ориентированное обучение
- 19 Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план
- 20 Цели обучения
- 21 Методы и приемы обучения: подходы к определению сущности понятий
- 22 Классификация методов обучения
- 23 Критерии выбора методов обучения
- 24 Современные методы обучения
- 25 Средства обучения: сущность, функции, классификация
- 1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
- 26 Виды средств обучения и их характеристика.
- 27 Педагогические технологии: подходы к определению, сущность, структура, критерии, классификация.
- 28 Характеристика технологий обучения: технология полного усвоения (тпу), технология разноуровневого обучения (тро).
- 33 Модель концентрированного обучения
- 34 Авторские школы
- 35 Формы организации обучения: сущность, классификация, история возникновения
- 36 Классно-урочная форма организации обучения
- 37 Урок: сущность, классификация, структура и типы уроков, нестандартные уроки, подготовка к уроку
- 39 Домашняя работа учащихся
- 40 Диагностирование обучаемости
- 41 Образовательное учреждение: понятие, типология и общая характеристика. Инновации в образовании