16. Личностно-ориентированное обучение
«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты». Эти слова принадлежат русскому поэту Серебряного века Брюсову В.Я. Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.
Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность , которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
В личностно-ориентированном обучении выделяются следующие принципы:
1. Учитель признает уникальность каждого ученика. При этом подходе должно учитываться то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению. Она реализуются в форме его индивидуального отношения к образовательной деятельности и результатам этой деятельности.
2. Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Все учащиеся обязаны признавать существование индивидуальной ценности любого другого ученика. Учитель уважает мнение и мысли учеников, ученики соответственно относятся друг к другу и к учителю. Осознание уникальной ценности человека – залог личностно-ориентированного обучения.
3. Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений. Основной чертой коммуникации между учащимися должна быть толерантность . Ученик должен стремиться понять и, возможно, даже принять для себя другую точку зрения или мотивы деятельности другого ученика. Таким образом, он реализует свою социальную роль. Взаимодействие учащихся предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие личности ученика, осознание им новых образовательных результатов, полученных при диалоге с другими учениками.
4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицается, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как он сам осознал сущность изучаемого явления, процесса или вещи. Взаимодействие ученика с культурно-историческими аналогами происходит аналогично тому, как происходит коммуникация с другими учениками.
5. Получаемые учеником образовательные результаты оцениваются им самим и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, которые должны соотноситься с общеобразовательными целями. Результатом личностно-ориентированного обучения должно быть личностное приращение ученика к внешним образовательным стандартам.
Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например,программированное или проблемное обучение может иметь в своей основе личностную ориентацию.
Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности учащихся и учителя. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.
Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая. Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, “усредненный” вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т. п. Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (всеобщее десятилетнее образование, “борьба” с второгодничеством, детьми с отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т. п. ). Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности “извне”, без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания). Образно говоря, направленность такой технологии можно обозначить так: “мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь”. Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности). Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель — развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, “порций” подачи материала, сложности его переработки и т. п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление: 1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания; 2) интереса к его углубленному изучению; 3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.
- 1 Дидактика, предмет дидактики
- 2 Основные дидактические понятия
- 4. Законы и закономерности обучения.
- 5. Принципы обучения
- 6. Образование как целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития
- 7. Сущность процесса обучения, его цели
- 8. Функции обучения
- 9. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса.
- 13. Дидактические системы и модели обучения
- 14. Развивающее обучение
- 15. Проблемное обучение
- 16. Личностно-ориентированное обучение
- 19 Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план
- 20 Цели обучения
- 21 Методы и приемы обучения: подходы к определению сущности понятий
- 22 Классификация методов обучения
- 23 Критерии выбора методов обучения
- 24 Современные методы обучения
- 25 Средства обучения: сущность, функции, классификация
- 1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
- 26 Виды средств обучения и их характеристика.
- 27 Педагогические технологии: подходы к определению, сущность, структура, критерии, классификация.
- 28 Характеристика технологий обучения: технология полного усвоения (тпу), технология разноуровневого обучения (тро).
- 33 Модель концентрированного обучения
- 34 Авторские школы
- 35 Формы организации обучения: сущность, классификация, история возникновения
- 36 Классно-урочная форма организации обучения
- 37 Урок: сущность, классификация, структура и типы уроков, нестандартные уроки, подготовка к уроку
- 39 Домашняя работа учащихся
- 40 Диагностирование обучаемости
- 41 Образовательное учреждение: понятие, типология и общая характеристика. Инновации в образовании