34 Авторские школы
«Школа самоопределения» А.Н. Тубельского
Экспериментальная школа, основанная на нескольких идеях.
1) Воссоздание модели общества в миниатюре. В этой школе есть своя конституция, свои органы власти, выборы, законы, «суд чести», перед которым предстают виновные в нарушении законов. Влияние детей на формирование облика школы и участие в её делах поощряются, как и самостоятельность и ответственность учеников.
2) Концепция погружения. Применение модели концентрированного обучения. Общешкольные тематические периоды. Например, «лицейская неделя», на время которой школа «переносится» во времена Пушкина, с соответствующими декорациями, костюмами, мероприятиями, тематикой уроков и т.п.
3) Педагогическая свобода. Педагог сам выбирает форму и методы обучения и компонует материал. Особенно это проявляется в начальной школе, где практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку вплоть до варьирования времени обучения от 3 до 5 лет. Демократически основанный процесс: дети могут путем голосования решать, чем им заниматься на уроке.
4) 7-8 классы — свободный выбор предметов, 9 класс — самостоятельный выбор предметов. В средней школе предметы можно свободно менять, что способствует самоопределению. До 7 класса замена оценок содержательной характеристикой; в конце учебного года творческие экзамены — демонстрация подготавливаемой весь год самостоятельной работы.
«Школа адаптирующей педагогики» Е.А. Ямбурга
Модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям уч-ся. При сохранении классно-урочной системы организации обучения уч-ся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределяются по классам на слабых, средних и сильных. Выделяют категории адаптации школы к ребёнку, ребёнка к школе, выпускника к жизни.
Система дифференциаций в учебно-воспитательном процессе предполагает: добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования; помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и потенциальных способностей; возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта обучения на другой.
В основе методики лежит стремление достичь оптимального сочетания традиционных методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Эффективны традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого уч-ся).
К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относятся педагогическая любовь к ребенку, понимание детских трудностей и проблем, принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции.
Школа М.Л. Щетинина
Школа интернатского типа, представляет собой обособленный комплекс жилых и учебных корпусов. Ученики проживают на территории школы, время от времени по возможности выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися. Занятия в школе проводятся круглый год. Определённый контингент членов школы проживает там постоянно, в специально построенных корпусах.
Обучение в школе основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод т. н. «погружений». «Погружения» происходят периодически, примерно раз в несколько месяцев. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. Расписание занятий, как и режим дня, может меняться практически ежедневно, поскольку большую долю в жизни учащихся занимает физическая работа. Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также различные учения эзотерического толка.
Особенности методики преподавания: разновозрастные группы учащихся, отсутствие системы классов, отсутствие чётко установленной системы проведения уроков, отсутствие отдельных учебных кабинетов, отсутствие дипломированных педагогов, самостоятельное изучение материала, отсутствие балловой системы оценок.
Чисто на заметку. По мнению [одного видного профессора] представляет собой не школу, а «оккультную крайне жесткую тоталитарную секту, мечтающую о захвате власти», которая создает дополнительную напряженность в кавказском регионе, «противопоставляя себя окружающему миру и воспитывая фанатичных, обученных военному делу адептов, которых планируется в своё время использовать для конкретных, в том числе и политических, целей».
- 1 Дидактика, предмет дидактики
- 2 Основные дидактические понятия
- 4. Законы и закономерности обучения.
- 5. Принципы обучения
- 6. Образование как целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития
- 7. Сущность процесса обучения, его цели
- 8. Функции обучения
- 9. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса.
- 13. Дидактические системы и модели обучения
- 14. Развивающее обучение
- 15. Проблемное обучение
- 16. Личностно-ориентированное обучение
- 19 Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план
- 20 Цели обучения
- 21 Методы и приемы обучения: подходы к определению сущности понятий
- 22 Классификация методов обучения
- 23 Критерии выбора методов обучения
- 24 Современные методы обучения
- 25 Средства обучения: сущность, функции, классификация
- 1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
- 26 Виды средств обучения и их характеристика.
- 27 Педагогические технологии: подходы к определению, сущность, структура, критерии, классификация.
- 28 Характеристика технологий обучения: технология полного усвоения (тпу), технология разноуровневого обучения (тро).
- 33 Модель концентрированного обучения
- 34 Авторские школы
- 35 Формы организации обучения: сущность, классификация, история возникновения
- 36 Классно-урочная форма организации обучения
- 37 Урок: сущность, классификация, структура и типы уроков, нестандартные уроки, подготовка к уроку
- 39 Домашняя работа учащихся
- 40 Диагностирование обучаемости
- 41 Образовательное учреждение: понятие, типология и общая характеристика. Инновации в образовании