41 Образовательное учреждение: понятие, типология и общая характеристика. Инновации в образовании
По законодательству РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ является юридическим лицом. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Типология образовательных учреждений
Учреждения дошкольного образования Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Учреждения общего образования
Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа. Рассмотрим главные из них:
1) Общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста.
Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Содержание образования в учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.
2) Общеобразовательное учреждение. Виды учреждений:
Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);
третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
3) Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение.
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - учреждение) является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создает основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 3 года).
4) Общеобразовательная школа-интернат. Общеобразовательная школа-интернат (далее именуется - школа-интернат) создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Деятельность школы-интерната строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности, автономности и светского характера образования.
В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате. Количество классов в школе-интернате определяется в соответствии с санитарными нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса. Образовательный процесс в школе-интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой-интернатом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. Зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием. В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).
5) Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей:
Основные задачи учреждения: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников.
Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
4) Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
5) Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
6) Учреждения дополнительного образования
- 1 Дидактика, предмет дидактики
- 2 Основные дидактические понятия
- 4. Законы и закономерности обучения.
- 5. Принципы обучения
- 6. Образование как целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития
- 7. Сущность процесса обучения, его цели
- 8. Функции обучения
- 9. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса.
- 13. Дидактические системы и модели обучения
- 14. Развивающее обучение
- 15. Проблемное обучение
- 16. Личностно-ориентированное обучение
- 19 Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план
- 20 Цели обучения
- 21 Методы и приемы обучения: подходы к определению сущности понятий
- 22 Классификация методов обучения
- 23 Критерии выбора методов обучения
- 24 Современные методы обучения
- 25 Средства обучения: сущность, функции, классификация
- 1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
- 26 Виды средств обучения и их характеристика.
- 27 Педагогические технологии: подходы к определению, сущность, структура, критерии, классификация.
- 28 Характеристика технологий обучения: технология полного усвоения (тпу), технология разноуровневого обучения (тро).
- 33 Модель концентрированного обучения
- 34 Авторские школы
- 35 Формы организации обучения: сущность, классификация, история возникновения
- 36 Классно-урочная форма организации обучения
- 37 Урок: сущность, классификация, структура и типы уроков, нестандартные уроки, подготовка к уроку
- 39 Домашняя работа учащихся
- 40 Диагностирование обучаемости
- 41 Образовательное учреждение: понятие, типология и общая характеристика. Инновации в образовании