Профиль психологических трудностей общения социальных работников
-
Экспрессивно-речевые особенности партнеров
Социально-перцептивные особенности партнеров
Отношения-обращения партнеров друг к другу
Навыки организации взаимодействия
Условия общения
Общение в процессе обслуживания пенсионеров
10.5
10.4
10.9
12.3
11. 9
Общение в процессе обслуживания женщин, имеющих льготы как матери
9.9
9.4
11.4
11.4
10.4
Общение с другими партнерами
8.4
6. 8
7.9
8.5
7.4
Анализ полученных данных позволяет зафиксировать наибольшую чувствительность социальных работников к навыкам организации взаимодействия, к которым относятся: неумение слушать, завершать контакт, аргументировать свои суждения. Существенный вклад в усиление негативных реакций вносят условия общения (половые, возрастные различия, время и пространство контакта) и отношения-обращения партнеров, к которым относятся: недоверие, пренебрежение, высокомерие, враждебность.
При помощи критерия Вилкоксона были обнаружены достоверные различия по всем шкалам, измеряющим затруднения в общении, между клиентами (как пенсионерами, так и матерями) и партнерами, не являющимися клиентами (р ≤ 0.001). Это свидетельствует о том, что клиенты в целом являются «трудными» для социальных работников людьми, общение с которыми чревато более сильными негативными переживаниями по сравнению с другими группами контактеров. Полученные результаты отражают общую тенденцию возникновений коммуникативных и психологических барьеров при интенсивных и вынужденных контактах с разными группами людей, отличающимися по каким-либо характеристикам от ин-группы представителей конкретной профессии.
По данным обследования муниципальных служащих с целью выявления деструктивных установок в общении было зафиксировано преобладание завуалированной жестокости, предполагающей проявление недоверия в коммуникации (таблица 3). В качестве психодиагностического инструмента использовался Опросник деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко).
Таблица 3
- Оглавление
- Глава 1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности 8
- Глава 2. Проблемы психологической готовности студентов к профессиональной деятельности 49
- Глава 3. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности специалистов 91
- Введение
- Глава 1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности
- Понятие психологической готовности личности к профессиональной деятельности
- Социально-психологические механизмы готовности личности к профессиональной деятельности
- 1.3. Как изучать сознание?1
- 1.4. Целеполагание как необходимый элемент психологической готовности к профессиональной деятельности
- 1.5. Самоопределение как структурный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности
- Глава 2. Проблемы психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
- 2.1. Профессиональная направленность студентов как интегративная характеристика их психологической готовности к профессиональной деятельности
- 2.2. Роль психологического здоровья и совладающего поведения в формировании профессиональной готовности студентов
- 2.3. Мотивационная готовность студентов к профессиональной деятельности
- 2.4. Особенности образа мира психологов со стажем и студентов-психологов
- 2.5. Обучение «практикой действия» как фактор формирования готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
- 2.6. Динамика ценностно-смысловой сферы личности студента в процессе обучения в вузе
- Модель типологии личности м.С. Яницкого
- 2.7. Социально-психологический тренинг как метод формирования рефлексии профессионально важных качеств студентами вуза
- Глава 3. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности специалистов
- 3.1. Особенности готовности руководителей организаций к успешной управленческой деятельности
- 3.2. Готовность к конструктивному поведению в деловых конфликтах
- Распределение ассоциативных выборов понятия «конфликт»
- Профиль психологических трудностей общения социальных работников
- Выраженность деструктивных установок в общении
- Техники поведения в конфликте
- Оценка техник поведения в деловом конфликте
- 3.3. Профессионально-важные качества сотрудников, осуществляющих реабилитационную деятельность для детей из семей социального риска
- 3.4. Личностная зрелость муниципальных служащих как условие их готовности к профессиональному росту
- Условия эффективной профессиональной карьеры
- 3.5. Правосознание муниципальных служащих как компонент их психологической готовности к профессиональной деятельности
- 3.6. Роль в адаптации сотрудников совпадения их ценностной структуры с ценностями организации
- Данные корреляционного анализа по критерию к. Пирсона по связи совпадения ценностных ориентаций сотрудников и ценностей организации с удовлетворённостью трудом
- 3.7. Психологические особенности профессионального самоопределения безработных женщин
- Средние показатели профиля личности безработных женщин по 16-факторному опроснику Кеттелла (в стэнах)
- Средние показатели по результатам исследования смысложизненных ориентаций
- Заключение
- Литература