Средние показатели по результатам исследования смысложизненных ориентаций
ОЖ | Цели | Процесс | Результат | ЛК – Я | ЛК – жизнь |
91,95 | 29,76 | 26,76 | 22,86 | 25,04 | 25,81 |
Полученные по тестам данные были подвергнуты статистической обработке для выявления силы связи изучаемых параметров с подсчетом коэффициента линейной корреляции по Пирсону (r). При этом оценивалось в общей сложности 36 параметров. По результатам корреляционного анализа получены следующие значимые корреляции:
Между параметром "цели в жизни" по тесту СЖО и рядом шкал УСК: общей интернальностью (r=0,68; р<0,001), интернальностью в области достижений (r=0,80; р<0,001), интернальностью в семейных (r=0,46; р<0,036) и межличностных (r=0,59; р<0,005) отношениях. То есть наличие в жизни безработных женщин целей в будущем, которые придают осмысленность, направленность и временную перспективу, свойственно людям с внутренним локусом контроля в указанных областях (среди которых, однако, не оказалось области производственных отношений и области неудач).
Между параметром "процесс жизни" и общей интернальностью (r=0,43; р<0,05), интернальностью в области достижений (r=0,64; р<0,002) и семейных (r=0,45; р<0,039) и межличностных отношений (r=0,49; р<0,023). То есть эмоциональная насыщенность жизни безработных женщин связана с субъективным контролем над указанными областями.
Отдельные шкалы опросника УСК (общая интернальность и интернальность в области достижений) взаимосвязаны со всеми шкалами теста СЖО (цели в жизни, процесс и результативность жизни, локус контроля - Я и управляемость жизни).
Между фактором Н по опроснику Кеттелла и интернальностью в области достижений (r=0,49; р<0,025), а также некоторыми шкалами СЖО: интерес и эмоциональная насыщенность жизни (r=0,49; р<0,023), удовлетворенность самореализацией (r=0,45; р<0,04), локус контроля – Я (r=0,47; р<0,033) и управляемость жизни (r=0,60; р<0,004). То есть смелым, решительным людям более свойственны осознание своей ответственности в достижениях и осмысленность процесса, управляемости и результативности жизни.
Между фактором F по опроснику Кеттелла и некоторыми шкалами СЖО: цели в жизни (r=0,49; р<0,025) и управляемость жизни (r=0,51; р<0,019). То есть наличие целей в будущем и убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь уменьшает озабоченность и пессимизм.
Отрицательная связь между фактором F по опроснику Кеттелла и конвенциональностью (r=-0,44; р<0,047) по опроснику Холланда. То есть склонность к часто повторяющейся, четко структурированной деятельности более свойственна озабоченным, чем беспечным дюдям.
Положительная взаимосвязь между артистическим типом по Холланду и интернальностью в производственных отношениях (r=0,44; р<0,046), то есть люди творческого типа считают свои действия важным фактором производственной деятельности, в своем продвижении по службе, в складывающихся отношениях в коллективе.
Анализ экспериментальных данных показал, что подавляющее большинство безработных женщин совершили неадекватный (неосознанный, несамостоятельный, несоответствующий типу личности) профессиональный выбор, что в дальнейшем привело к проблемам в их профессиональном развитии. Среди личностных черт безработных женщин выражены практичность, способность к абстрагированию, озабоченность и пессимизм, тревожность. Интересным представляется факт, что осмысленность жизни безработных женщин не взаимосвязана с интернальностью в производственных отношениях. То есть важными для них представляются другие области жизни: здоровье, семейные и межличностные отношения. Для безработных женщин характерен экстернальный локус контроля, что может быть связано с тревожностью, сниженным настроением, заниженной самооценкой.
Экстерналы менее активно ищут информацию и обычно хуже осведомлены о социальных ситуациях, чем интерналы. Они проявляют меньше ответственности за неудачи, чаще оказываясь более практичными. Подобного рода состояние отражается на уровне субъективного контроля над жизненными ситуациями. Безработные женщины не видят зависимости между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными влиять на них и контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей. Безработные женщины воспринимают себя как слабую личность, не обладающую свободой выбора, у них укрепляется убеждение, что человеку не дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. В значительной мере они живут сегодняшним или вчерашним днем, не имея ясных целей и планов на будущее. При этом они не испытывают удовлетворенности своим положением. Большинство обследованных нуждается в помощи по мобилизации физических и душевных сил, активизации жизненной позиции. Выявленная тенденция свидетельствует о необходимости расширения помощи безработным женщинам в адекватном восприятии ситуации, повышении уверенности в возможности трудоустройства, стимулировании самостоятельного поиска работы.
Следовательно, необходимо учитывать эти данные в профориентационной и психокоррекционной работе с такими женщинами. Внимание психологов не должно быть сосредоточено только на коррекции неблагоприятных состояний (стресс, тревожность и др.) или выработке определенных поведенческих умений (самостоятельного поиска работы, овладения приемами разговора по телефону, составления резюме и т.д.). Тренинги и консультации должны затрагивать ценностно-смысловую и мотивационно-потребностную сферы личности, иметь экзистенциальную тематику, так как самая трудная проблема для безработных женщин – принятие ответственности за себя, свое положение, осознание того факта, что работа необходима именно им, и никто, кроме них, не организует ее успешный поиск. Больше внимания стоит уделять индивидуальной и групповой работе, направленной на осознание связей прошлое – настоящее - будущее, временной перспективы жизни.
- Оглавление
- Глава 1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности 8
- Глава 2. Проблемы психологической готовности студентов к профессиональной деятельности 49
- Глава 3. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности специалистов 91
- Введение
- Глава 1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности
- Понятие психологической готовности личности к профессиональной деятельности
- Социально-психологические механизмы готовности личности к профессиональной деятельности
- 1.3. Как изучать сознание?1
- 1.4. Целеполагание как необходимый элемент психологической готовности к профессиональной деятельности
- 1.5. Самоопределение как структурный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности
- Глава 2. Проблемы психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
- 2.1. Профессиональная направленность студентов как интегративная характеристика их психологической готовности к профессиональной деятельности
- 2.2. Роль психологического здоровья и совладающего поведения в формировании профессиональной готовности студентов
- 2.3. Мотивационная готовность студентов к профессиональной деятельности
- 2.4. Особенности образа мира психологов со стажем и студентов-психологов
- 2.5. Обучение «практикой действия» как фактор формирования готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
- 2.6. Динамика ценностно-смысловой сферы личности студента в процессе обучения в вузе
- Модель типологии личности м.С. Яницкого
- 2.7. Социально-психологический тренинг как метод формирования рефлексии профессионально важных качеств студентами вуза
- Глава 3. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности специалистов
- 3.1. Особенности готовности руководителей организаций к успешной управленческой деятельности
- 3.2. Готовность к конструктивному поведению в деловых конфликтах
- Распределение ассоциативных выборов понятия «конфликт»
- Профиль психологических трудностей общения социальных работников
- Выраженность деструктивных установок в общении
- Техники поведения в конфликте
- Оценка техник поведения в деловом конфликте
- 3.3. Профессионально-важные качества сотрудников, осуществляющих реабилитационную деятельность для детей из семей социального риска
- 3.4. Личностная зрелость муниципальных служащих как условие их готовности к профессиональному росту
- Условия эффективной профессиональной карьеры
- 3.5. Правосознание муниципальных служащих как компонент их психологической готовности к профессиональной деятельности
- 3.6. Роль в адаптации сотрудников совпадения их ценностной структуры с ценностями организации
- Данные корреляционного анализа по критерию к. Пирсона по связи совпадения ценностных ориентаций сотрудников и ценностей организации с удовлетворённостью трудом
- 3.7. Психологические особенности профессионального самоопределения безработных женщин
- Средние показатели профиля личности безработных женщин по 16-факторному опроснику Кеттелла (в стэнах)
- Средние показатели по результатам исследования смысложизненных ориентаций
- Заключение
- Литература