logo
691200_9E8F7_nikitina_t_a_gudzovskaya_a_a_obsh_

3.5. Правосознание муниципальных служащих как компонент их психологической готовности к профессиональной деятельности

Для компетентного выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств и способностей, необходимых для данной профессии.

Профессионально важные качества – это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). В качестве профессионально важных качеств могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя [Маркова А.К.].

Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Профессиональные способности не сводимы к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам.

Профессиональное сознание и самосознание рассматривается наряду с профессиональными способностями в качестве компонента операциональной сферы профессиональное деятельности. Профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.

Профессиональное самосознание включает:

- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладывается основы профессионального мировоззрения, позднее – личного профессионального кредо, личной концепции профессионального труда, из которой будет исходить специалист в своем труде;

- осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;

- самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку – ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), потенциальную (Я как профессионал завтра), идеальную (Я как профессионал в отдаленном будущем);

Профессиональное сознание и самосознание определяется комплексом представлений человека о себе как профессионале, системой отношений и установок к себе как профессионалу, осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств [Маркова А.К.].

Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, которые имеют характер правовых отношений, отражающих в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Право воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и правосудии. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства [Высоких Ю. В.].

По словам И.А.Ильина, правосознание есть умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь, не совершая преступлений. Основу правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти – к гражданам. История знает острые конфликты правосознания лучших, прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права. Конфликт может возникнуть и в результате произвола, когда человек ставит своё Я выше норм и морали общества, руководствуясь при этом идеями прогресса. Общество карает личность за произвол [Ильин И.А., c.48].

Правосознание представляет собой одну из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором юридически значимого поведения или механизмом его осуществления.

Согласно теоретической концепции основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний (идей, категорий, взглядов, представлений и т.п.), являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Знания всегда вызывают у человека определенное отношение, т.е. оцениваются.

Оценочная функция вызывает к жизни определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

В содержание правосознания входят четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел и их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. Это позволяет определять в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.

Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показывают, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к всяким подвижкам, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому предписанию (правомерному) или правонарушающему (нарушающему законность), являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению.

Представляется, что для юристов-профессионалов и для государственных служащих рядоположными, т.е. одинаково значимыми являются правовые знания или правовая подготовка, устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации, т.е. ценностное отношение и умение применять право. Устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации в наибольшей мере, чем правовые знания подвержено деформации (нежелательным изменениям).

Описанный подход к пониманию, содержанию и функциям правосознания и личности в целом носит название ценностно-нормативного. Основу его составляет ценностно-нормативная сфера личности, в большей или меньшей степени отвечающая общепринятой прогрессивной иерархии ценностей и представляющая собой результат «трансформации» культуры: общей, специальной или профессионально-юридической и индивидуальной [Бабаев В.К., с. 121].

Исполнение правовых норм значительной частью людей осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания.

Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок.

С точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Оно отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления и наиболее явно проявляется на индивидуальном и групповом уровнях.

Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание является (должно являться) непосредственным источником правотворчества, служит (должно служить) совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более прочного, чем хорошая теория.

Профессиональное правосознание – это сознание юристов. В его содержание наряду с квалифицированными научно-обоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит, как уже отмечалось, умение применять право [Елдышова О.А.]. Юриста-профессионала должно отличать не просто устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, а согласие (солидарность) с правовым предписанием (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости его применения, привычка соблюдать правовой закон.

На основе эмпирических исследований удалось выявить и другие особенности правосознания юристов-профессионалов. Так, интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций, т.е. качественная характеристика отличает профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников [Боер В.М., с.77].

Таким образом, cформированное правосознание муниципальных служащих является компонентом их профессиональной компетентности. Правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта. Недостаточное знание правовых норм и несформированная готовность относиться к производственным ситуациям, как к ситуациям применения правовых норм, порождает трудности в разрешении производственных задач муниципальными служащими.

Эмпирическое исследование проведено в 2005 году совместно (дипломная работа С.А. Бочкаревой). Целью эмпирического исследования стало определение особенностей правосознания муниципальных служащих, занимающих разные должности, в том числе должности юристов муниципальных организаций. Всего опрошено 40 муниципальных служащих. Возрастной состав членов группы от 21года до 67 лет. Принявшие участие в исследовании разделены на группы: 7 руководителей муниципальных служб, 14 муниципальных служащих без юридического образования, 5 муниципальных служащих, имеющих юридическое образование, 9 юристов муниципальных служб, 6 юристов правоохранительных и судебных органов.

Для сбора эмпирических данных использованы: опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна (предназначена для изучения карьерных ориентаций), тестовый метод оценки правовых знаний.

Карьерные ориентации возникают в процессе социализации на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время.

Тестовый метод использован для определения уровень владения содержанием правового документа (Декларация прав человека). Знание правовых норм рассматривается как когнитивный аспект сформированности правосознания. Методика состоит из 30 вопросов. Каждый вопрос предполагает три варианта заданных ответов (первый из них в каждом вопросе соответствует тексту Декларации прав человека), и четвертый ответ может быть произвольно сформулирован отвечающим. Учитывается количество ошибок в ответах.

Результаты исследования. Сравнительный анализ знания норм статей Декларации прав человека по представленным группам показал, что есть часть статей (23,3%), которые знакомы всем обследованным специалистам, другая часть статей (26,7%) вызывает определенные затруднения в понимании всех обследованных. По ним определен средний уровень знания. Одна статья (№ 26) оказалась непонятной для обследованных всей выборки.

При рассмотрении индивидуальных показателей исследуемых в группах установлено различие знаний норм статей Декларации прав человека.

Полученные соотношения выраженности разного уровня правосознания представлены на рисунке 1.

Рис.1. Количество человек с разным уровнем правосознания в обследованных подгруппах (%)

Из рисунка видно, что в подгруппах муниципальных служащих, работающих юристами, или имеющих юридическое образование, не выявлено ни одного человека, имеющего низкий уровень правосознания (когнтивиный компонент) в отличие от других групп. Это говорит о том, что юридическое образование позволяет сформироваться особому отношению к нормам закона и формирует навык рассмотрения производственных ситуаций с точки зрения правомерности тех или иных действий.

Высокий уровень правосознания чаще встречается в группе руководителей (42,9% от всех обследованных руководителей), наряду с другими уровнями, и в группе муниципальных служащих с юридическим образованием (40,0%). Отсутствие юридического образования сказывается на несформированности правовых знаний. В группе муниципальных служащих без юридического образования низкий уровень правосознания отмечается у каждого третьего (28,6%).

Особенности карьерных ориентаций муниципальных служащих отражены на графике (рис.2.).

Рис.2. Средняя выраженность карьерных ориентаций в разных группах муниципальных служащих

Наиболее высокого уровня выраженности у всех исследуемых групп достигает карьерная ориентация – «стабильность места работы». Человек с такой карьерной ориентацией хочет работать в такой организации, которая имела бы хорошую репутацию и обеспечила бы им стабильный срок службы. Второе место занимает карьерная ориентация - служение. Человек с такой ориентацией не будет работать, в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения и перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни.

Также доминирующей карьерной ориентацией для всех групп является – служение. У представленных испытуемых основными ценностями являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям». Для реализации этих главных ценностей их жизни они откажутся от продвижения или перевода на другую работу.

Следует отметить, что на высоком уровне у всех групп является карьерная ориентация интеграция стилей жизни. Человек, выбирающий данную ориентацию не хочет, чтобы в его жизни доминировали только семья, или только карьера, он стремиться, чтобы все это было сбалансировано.

На низком уровне предпочтительности у всех исследуемых групп находится карьерная ориентация – предпринимательство. Люди не хотят создавать что-то новое, не стремятся преодолевать препятствия, и не готовы к риску. Это поясняет противоположность результатов по карьерной ориентации – стабильность места работы, которая является доминирующей среди всех групп испытуемых, а значит, безопасность и стабильность предпочтительнее, чем поиск нового, приложение усилий для преодоления препятствий.

Корреляционный анализ связей между уровнем правосознания и показателями отношения к профессиональной деятельности показал отсутствие значимых корреляционных связей. Можно сделать вывод, что уровень правосознания (его когнитивный компонент) не зависит от того, что муниципальные служащие считают важным в своей профессиональной деятельности.

Однако, обнаружены статистически значимые взаимосвязи между карьерными ориентациями и уровнем осознанности отдельных прав (освоенность и принятие тех или иных статей Декларации).

Так, например, чем значимее для муниципальных служащих профессиональная компетентность, тем лучше ими осознаны права на защиту от произвола (ст.9, 30), на образование, в том числе профессиональное (ст.26). Право на жизнь и свободу, в том числе свободу мысли (ст.3 и 18), наоборот, вытеснены из осознания.

У муниципальных служащих, для которых предпочтительнее карьерная ориентация на автономию наблюдается высокая осознанность прав на выбор места жительства (ст.13) и страны проживания (ст. 14).

Чем значительнее карьерная ориентация на служение, тем выше у муниципальных служащих осознанность себя субъектом права вообще (ст. 6), в том числе права на образование (ст. 26).

Чем значительнее карьерная ориентация на интеграцию стилей жизни, тем выше осознанность себя субъектом права вообще (ст. 6). И наоборот, право на презумпцию невиновности (ст.11) не является осознанным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень правосознания непосредственно не обусловлен особенностями отношения к профессии муниципальных служащих. Однако, определенные карьерные ориентации значимо связаны с легкостью понимания и использования конкретных законодательных актов и правовых норм.

Кроме того, обнаружены положительные корреляционные связи между возрастом обследованных служащих и их отношением к профессиональной деятельности. Чем старше служащие, тем важнее для них стабильность как в отношении к работе, так и к месту проживания.

Выводы. Правосознание выступает как механизм действия (бездействия) в юридически значимых ситуациях, выбора варианта поведения; как критерий оценки поведения (деятельности) и его результатов с точки зрения правомерности, а для юристов – законосообразных или нарушающих законность.

Высокий уровень правосознания чаще встречается в группе руководителей (почти у половины обследованных руководителей), наряду с другими уровнями, и в группе муниципальных служащих с юридическим образованием (40,0%). Отсутствие юридического образования сказывается на несформированности правосознания. В группе муниципальных служащих без юридического образования низкий уровень правосознания отмечается у каждого третьего (28,6%).

В профессиональной деятельности муниципальные служащие чаще всего ценят стабильность места работы; возможность служения; стремление к интеграции стилей жизни, т.е. люди предпочитают сбалансировать работу и жизнь.

В дальнейшей работе поставлена задача рассмотрения взаимосвязи между уровнем правосознания и особенностями эмоционального выгорания муниципальных служащих. Умение оставаться в сложных профессиональных ситуациях на уровне применения правовой нормы, возможно, снизит темпы и глубину профессионального выгорания.

Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы при организации повышения квалификации муниципальных служащих, занимающих разные должности.